Самыми распространенными видами аккумуляторов считаются свинцово-кислотные. В создании рабочей среды важен электролит – это раствор воды с серной кислотой в определенных пропорциях.

Эффективную работу аккумуляторных батарей без электролита представить невозможно.
- Рабочую среду свинцово-кислотным агрегатам обеспечивает смесь кислоты и воды.
- Рабочей средой щелочного аккумулятора служит электролит – это раствор едкого калия вместо кислоты и воды.
- Что такое электролит для аккумуляторов автомобиля
- Кислотный электролит
- Характеристики и состав
- Как используется в аккумуляторе
- Щелочной электролит
- Характеристики
- Как используется в аккумуляторе
- Корректирующий электролит
- Характеристики и особенности применения
- Как используется в аккумуляторе
- Дистиллированная вода
- Кислота для аккумуляторов
- Проверка уровня электролита
- Приготовление и замена электролита для аккумулятора самостоятельно
- Что понадобится из инструментов и материалов
- Кислотный раствор
- Щелочной раствор
- Корректирующий
- Как определить количество электролита для АКБ
- Инструкция по замене электролита
- Сколько заряжать аккумулятор после замены электролита
- Как правильно утилизировать автоаккумуляторы с электролитом
Что такое электролит для аккумуляторов автомобиля
Смесь активных веществ, отвечающая за сбор и накопление энергии АКБ, – это электролит.
По составу рабочей смеси и типа ионов, образующихся внутри, различаются:
- кислотные,
- щелочные,
- корректирующие.
Кислотный электролит
При разрядке аккумулятора кислота взаимодействует со свинцом и его диоксидом. В итоге молекулы кислоты распадаются на отрицательные и положительные ионы. Высвобождаются вода с сульфатом свинца. Возникший дисбаланс электронов на анодных и катодных пластинках аккумулятора вызывает движение заряженных частиц – электрический ток.

При зарядке аккумуляторной батареи наблюдается обратная хим.реакция: под воздействием электротока на сульфат свинца образуются серная кислота, свинец, его диоксид.
Характеристики и состав
Производство жидкости нужной концентрации возможно при соблюдении особых пропорций.
- плотность от 1,1г/см3 до 1,83г/см3 при 15°С требует разного количества ингредиентов;
- вязкость – характеристика, влияющая на быстроту реакции в рабочей среде, емкость батареи, зависящей от уровня температуры;
- удельного сопротивления, которое прямо пропорционально зависит от поперечного сечения батареи, обратно пропорционально ее длины.
Как используется в аккумуляторе
Свинцово-кислотный АКБ имеет три основных ингредиента:
- электролит,
- свинцовые пластины,
- диоксид свинца (PbO2).
Щелочной электролит
Это химраствор, принимающий активное участие в накоплении электроэнергии.
Характеристики
Чаще других по составу в АКБ используются:
- натриевый, обладающий значительным сроком службы, непригодный для пользования при низких температурах;
- калиево-литиевый, в отличие от натриевого, морозоустойчив, но непригоден к использованию в тропическом климате (max t +35°C).
Плотность
Показатель плотности внутренней среды аккумуляторов щелочного типа должен быть не менее 1,19г/см³, не более 1,21г/см³. Это напрямую зависит от степени концентрации ингредиентов.
Как используется в аккумуляторе
Для аккумуляторов данного вида электролит – это 20% раствор едкого калия.
Батарее характерны вхождения:
- гидроокись никеля,
- окись бария,
- графит.
В смесь добавляют моногидрат лития, способствующий продлению срока годности АКБ.
Корректирующий электролит
Этот раствор используется для увеличения плотности жидкого содержимого аккумулятора и имеет высокий процент активных веществ, обеспечивающих эффективную работу АКБ.
Характеристики и особенности применения
Известны и повсеместно используются следующие составы:
- Твердая фракция калиево-литиевого электролита
- Жидкая фракция калиево-литиевой смеси разной плотности
- Жидкая фракция кислотного реактива
Плотность
Чаще всего применяется раствор плотностью 1,40 г/см3, но допустимы варианты 1,30-1,80 г/см3. Среди самых популярных брендов:
- Агат-АвтоЮг,
- OilRight, Sibtэk,
- TyumenBattery.
Электролит корректирующего типа зачастую изготавливают самостоятельно, имея требуемое оборудование, ингредиенты, время, желание. Но легче его купить при доступной цене, разнообразии выбора.

Как используется в аккумуляторе
- Из банок АКБ удаляют часть жидкости.
- После доливают такой же объем корректирующей жидкости.
- Подключают зарядное устройство на 30 минут для смешивания смеси.
- После отключения аккумулятор оставляют для остывания на 2-3 часа.
- Замеряют уровень плотности, сверяют результат с нормативом.
- При необходимости процесс повторяют с уменьшением объема электролита.
Дистиллированная вода

Дистиллированная вода разбавляет агрессивную кислоту до нужной концентрации. При определенной пропорции воды и кислоты в процессе зарядки происходит накопление электричества. Это же при разрядке позволяет тратить заряд.
Использование воды без примесей при приготовлении электролита – это важное условие длительной службы АКБ. Речная или водопроводная недопустимы, и могут стать причиной необратимых процессов в оборудовании.
Кислота для аккумуляторов
Главный компонент электролита АКБ – серная кислота.
- Это бесцветная жидкость маслянистой консистенции.
- Растворяется в воде, выделяя тепло.
- Внутри батареи запускает химическую реакцию, приводящую к возникновению электродвижущей силы.
- Плотность – 1,830 г/см³, если отсутствуют железистые, марганцевые, хлорные примеси, а жидкость содержится при нормальной температуре.
Проверка уровня электролита
Для продления срока работы, необходим регулярный контроль:
- уровня электролита,
- плотности,
- степени заряда.

перед началом летнего и зимнего сезона.
Если вы далеки от техники, нет желания, времени заниматься обслуживанием своего авто, рекомендуем обратиться в СТО.
Многие владельцы, используя инструкции и советы профессиональных мастеров, специализированные интернет-форумы, достаточно просто самостоятельно справляются с заменой электролита.
Приготовление и замена электролита для аккумулятора самостоятельно
Что понадобится из инструментов и материалов

- Стеклянная емкость,
- ареометр,
- груша,
- защитные средства,
- корректирующий электролит,
- дистиллированная вода.
Кислотный раствор
Кислотный раствор изготавливают из концентрированной кислоты.
В итоге: жидкость на 30-40% состоит из кислоты в зависимости от температуры и климатических условий. Остальное – дистиллированная вода.
Щелочной раствор
Рабочая среда для аккумуляторов щелочного типа – это щелочной электролит.
Изготавливают его из щелочи и дистиллированной воды. Концентрация и плотность состава зависит от температуры, в которой работает АКБ.
Корректирующий
Исправит ситуацию корректирующий раствор, приготовленный в соотношении 650 мл воды и 423 мл кислоты.
Как определить количество электролита для АКБ
Только спустя 3-4 часа после продолжительной поездки приступайте к проверке: аккумулятор должен зарядиться и остыть.
- Снимите батарею.
- Попытайтесь на просвет определить уровень жидкости. Этот метод хорош для агрегатов со светлыми корпусами, либо корпусами с прозрачной вставкой.
- Широкой отверткой открутите пробки с банок.
- При подсветке отверстий фонариком виден уровень налитого раствора.
- Часто под крышками банок располагаются специальные «язычки», которые при погружении в электролит отмечают его уровень.
- Если визуально определить невозможно, следует воспользоваться инструментами. Потребуется пластиковая или стеклянная трубка. Ее до упора погружают в раствор. Пальцем сверху прикрывают отверстие и достают трубку. По высоте столба жидкости в трубке определяют ее уровень в емкости батареи.
- Жидкость из трубки возвращают в банку, трубку промывают проточной водой.
Инструкция по замене электролита
- Позаботьтесь о полной зарядке АКБ, его последующем «отдыхе» в теплом помещении около 2-3 часов.
- При помощи ареометра снять показатели и сверить их с нормативами (1,25-1,27 г/см).
- При обнаружении разницы в меньшую сторону электролит частично сливают.
- Взамен слитого заливают корректирующий раствор в половину меньшего объема.
- Если значение выше допустимого, доливают разницу очищенной водой.
- Необходимо следить, чтобы пластины полностью были покрыты жидкостью.
Сколько заряжать аккумулятор после замены электролита
АКБ нуждается в зарядке в течение 1 часа.
На 2-3 часа агрегат оставляют в покое для лучшего смешения жидкостей.
Через 3 часа замеры следует повторить.
При получении неудовлетворительного результата (плотность выше или ниже нормативной), перечисленные действия нужно заново повторить.
Как правильно утилизировать автоаккумуляторы с электролитом
Обычная свалка не подходит по следующим причинам:
- части из пластика разлагаются в течение 40-60лет,
- химические соединения и электролит – в течение 100-300 лет.