Электролит для аккумулятора: виды, назначение, характеристики

Электролит для аккумулятора: виды, назначение, характеристики Ремонт автомобиля

Самыми распространенными видами аккумуляторов считаются свинцово-кислотные. В создании рабочей среды важен электролит – это раствор воды с серной кислотой в определенных пропорциях.

Электролит для аккумулятора: виды, назначение, характеристики

Эффективную работу аккумуляторных батарей без электролита представить невозможно.

  • Рабочую среду свинцово-кислотным агрегатам обеспечивает смесь кислоты и воды.
  • Рабочей средой щелочного аккумулятора служит электролит – это раствор едкого калия вместо кислоты и воды.

Что такое электролит для аккумуляторов автомобиля

Смесь активных веществ, отвечающая за сбор и накопление энергии АКБ, это электролит.

Электролит влияет на эффективность батареи, срок работоспособного состояния, измеряемое числом циклов «зарядка-разрядка».

По составу рабочей смеси и типа ионов, образующихся внутри, различаются:

  • кислотные,
  • щелочные,
  • корректирующие.

Кислотный электролит

При разрядке аккумулятора кислота взаимодействует со свинцом и его диоксидом. В итоге молекулы кислоты распадаются на отрицательные и положительные ионы. Высвобождаются вода с сульфатом свинца. Возникший дисбаланс электронов на анодных и катодных пластинках аккумулятора вызывает движение заряженных частиц – электрический ток.

Кислотный электролит Химические реакции в кислотном аккумуляторе авто

При зарядке аккумуляторной батареи наблюдается обратная хим.реакция: под воздействием электротока на сульфат свинца образуются серная кислота, свинец, его диоксид.

Характеристики и состав

Производство жидкости нужной концентрации возможно при соблюдении особых пропорций.

  • плотность от 1,1г/см3 до 1,83г/см3 при 15°С требует разного количества ингредиентов;
  • вязкость – характеристика, влияющая на быстроту реакции в рабочей среде, емкость батареи, зависящей от уровня температуры;
  • удельного сопротивления, которое прямо пропорционально зависит от поперечного сечения батареи, обратно пропорционально ее длины.
Обслуживание кислотных АКБ заключается в регулярном контроле уровня, плотности, всех остальных показателей, добавлении кислоты или воды.

Как используется в аккумуляторе

Свинцово-кислотный АКБ имеет три основных ингредиента:

  • электролит,
  • свинцовые пластины,
  • диоксид свинца (PbO2).
Кислотный электролит – это главный компонент для электрохимической реакции, обеспечивающий процесс скопления и отдачи пластинами электрического заряда.

Щелочной электролит

Это химраствор, принимающий активное участие в накоплении электроэнергии.

Определенные характеристики позволяют веществу сохранять качества даже при многократном окислении и восстановлении.

Характеристики

Чаще других по составу в АКБ используются:

  • натриевый, обладающий значительным сроком службы, непригодный для пользования при низких температурах;
  • калиево-литиевый, в отличие от натриевого, морозоустойчив, но непригоден к использованию в тропическом климате (max t +35°C).

Плотность

Показатель плотности внутренней среды аккумуляторов щелочного типа должен быть не менее 1,19г/см³, не более 1,21г/см³.  Это напрямую зависит от степени концентрации ингредиентов.

Калиевые и натриевые электролиты требуют соблюдения разных пропорции.

Как используется в аккумуляторе

Для аккумуляторов данного вида электролит – это 20% раствор едкого калия.

Батарее характерны вхождения:

  • гидроокись никеля,
  • окись бария,
  • графит.

В смесь добавляют моногидрат лития, способствующий продлению срока годности АКБ.

Корректирующий электролит

Этот раствор используется для увеличения плотности жидкого содержимого аккумулятора и имеет высокий процент активных веществ, обеспечивающих эффективную работу АКБ.

Характеристики и особенности применения

Известны и повсеместно используются следующие составы:

  • Твердая фракция калиево-литиевого электролита
  • Жидкая фракция калиево-литиевой смеси разной плотности
  • Жидкая фракция кислотного реактива

Плотность

Чаще всего применяется раствор плотностью 1,40 г/см3, но допустимы варианты 1,30-1,80 г/см3. Среди самых популярных брендов:

  • Агат-АвтоЮг,
  • OilRight, Sibtэk,
  • TyumenBattery.

Электролит корректирующего типа зачастую изготавливают самостоятельно, имея требуемое оборудование, ингредиенты, время, желание. Но легче его купить при доступной цене, разнообразии выбора.

корректирующий электролит

Как используется в аккумуляторе

  1. Из банок АКБ удаляют часть жидкости.
  2. После доливают такой же объем корректирующей жидкости.
  3. Подключают зарядное устройство на 30 минут для смешивания смеси.
  4. После отключения аккумулятор оставляют для остывания на 2-3 часа.
  5. Замеряют уровень плотности, сверяют результат с нормативом.
  6. При необходимости процесс повторяют с уменьшением объема электролита.

Дистиллированная вода

Дистиллированная вода

Дистиллированная вода разбавляет агрессивную кислоту до нужной концентрации. При определенной пропорции воды и кислоты в процессе зарядки происходит накопление электричества. Это же при разрядке позволяет тратить заряд.

Важно! Прежде всего, очищенную воду следует проверить на наличие посторонних примесей.

Использование воды  без примесей при приготовлении электролита – это важное условие длительной службы АКБ. Речная или водопроводная недопустимы, и могут стать причиной необратимых процессов в оборудовании.

Интересно! Производство дистиллированной воды происходит в специальном оборудовании – электродистилляторах мощностью 4 кВт, которые создают около 5 л/ч.

Кислота для аккумуляторов

Главный компонент электролита АКБ – серная кислота.

  • Это бесцветная жидкость маслянистой консистенции.
  • Растворяется в воде, выделяя тепло.
  • Внутри батареи запускает химическую реакцию, приводящую к возникновению электродвижущей силы.
  • Плотность – 1,830 г/см³, если отсутствуют железистые, марганцевые, хлорные примеси, а жидкость содержится при нормальной температуре.
Опасно! Даже небольшая капля, попадающая на кожу, слизистую, грозит химическими ожогами.

Проверка уровня электролита

Для продления срока работы, необходим регулярный контроль:

  • уровня электролита,
  • плотности,
  • степени заряда.
Проверка уровня электролита Степень разряженности батареи
Проводить проверку аккумулятора следует 2 раза в год:
перед началом летнего и зимнего сезона.

Если вы далеки от техники, нет желания, времени заниматься обслуживанием своего авто, рекомендуем обратиться в СТО.

Многие владельцы, используя инструкции и советы профессиональных мастеров, специализированные интернет-форумы, достаточно просто самостоятельно справляются с заменой электролита.

Важно! Используя аккумулятор со свинцовыми пластинами, непокрытыми составом, вы сокращаете «жизнь» АКБ.

Приготовление и замена электролита для аккумулятора самостоятельно

Что понадобится из инструментов и материалов

Приготовление и замена электролита для аккумулятора самостоятельно
  • Стеклянная емкость,
  • ареометр,
  • груша,
  • защитные средства,
  • корректирующий электролит,
  • дистиллированная вода.

Кислотный раствор

Кислотный раствор изготавливают из концентрированной кислоты.  

В итоге: жидкость на 30-40% состоит из кислоты в зависимости от температуры и климатических условий. Остальное – дистиллированная вода.

Щелочной раствор

Рабочая среда для аккумуляторов щелочного типа – это щелочной электролит.

Изготавливают его из щелочи и дистиллированной воды. Концентрация и плотность состава зависит от температуры, в которой работает АКБ.

Корректирующий

Чрезмерное содержание дистиллированной воды снижает плотность электролита, влияет на работоспособность батареи.

Исправит ситуацию корректирующий раствор, приготовленный в соотношении 650 мл воды и 423 мл кислоты.

Как определить количество электролита для АКБ

Только спустя 3-4 часа после продолжительной поездки приступайте к проверке: аккумулятор должен зарядиться и остыть.

  1. Снимите батарею.
  2. Попытайтесь на просвет определить уровень жидкости. Этот метод хорош для агрегатов со светлыми корпусами, либо корпусами с прозрачной вставкой.
  3. Широкой отверткой открутите пробки с банок.
  4. При подсветке отверстий фонариком виден уровень налитого раствора.
  5. Часто под крышками банок располагаются специальные «язычки», которые при погружении в электролит отмечают его уровень.
  6. Если визуально определить невозможно, следует воспользоваться инструментами. Потребуется пластиковая или стеклянная трубка. Ее до упора погружают в раствор. Пальцем сверху прикрывают отверстие и достают трубку. По высоте столба жидкости в трубке определяют ее уровень в емкости батареи.
  7. Жидкость из трубки возвращают в банку, трубку промывают проточной водой.

Инструкция по замене электролита

  • Позаботьтесь о полной зарядке АКБ, его последующем «отдыхе» в теплом помещении около 2-3 часов.
  • При помощи ареометра снять показатели и сверить их с нормативами (1,25-1,27 г/см).
  • При обнаружении разницы в меньшую сторону электролит частично сливают.
  • Взамен слитого заливают корректирующий раствор в половину меньшего объема.
  • Если значение выше допустимого, доливают разницу очищенной водой.
  • Необходимо следить, чтобы пластины полностью были покрыты жидкостью.

Сколько заряжать аккумулятор после замены электролита

АКБ нуждается в зарядке в течение 1 часа.

На 2-3 часа агрегат оставляют в покое для лучшего смешения жидкостей.

Через 3 часа замеры следует повторить.

При получении неудовлетворительного результата (плотность выше или ниже нормативной), перечисленные действия нужно заново повторить.

Как правильно утилизировать автоаккумуляторы с электролитом

Утилизация пришедших в негодность автомобильных аккумуляторов обязательна!

Обычная свалка не подходит по следующим причинам:

  • части из пластика разлагаются в течение 40-60лет,
  • химические соединения и электролит – в течение 100-300 лет.
Идеальный вариант – сдать оборудование в специальный пункт приема АКБ, который имеется в каждом городе.

Kristian
Оцените автора
Добавить комментарий