Автопомпа: зачем нужна, принцип работы, причины поломки

Ремонт автомобиля

Система охлаждения — важная составляющая автомобиля, защищающая двигатель от перегрева. Помпа является одним из ключевых компонентов этой системы. О том, какие функции она выполняет, как работает и почему выходит из строя, рассмотрим в этой статье.

Что такое авто помпа в машине

автопомпа
автопомпа

Поскольку охлаждающая жидкость не может самостоятельно перемещаться, основным элементом системы охлаждения выступает водяной насос, он же помпа.

Зачем нужна

Главной функций автопомпы является обеспечение циркуляции жидкости по системе охлаждения с целью забора тепла от двигателя и его последующего отвода. От правильной работы насоса зависит исправное функционирование двигателя.

Принцип работы помпы

Функциональность автомобильной помпы сводится к следующему принципу:

  • посредством ременного привода происходит вращение насоса, который получает толчок от коленвала;
  • далее это вращение передаётся шкиву или зубчатому колесу, посаженному на ось;
  • на другой стороне оси расположена крыльчатка, которая тоже начинает вращаться;
  • в процессе вращательных движений крылья крыльчатки выталкивают антифриз посредством центробежной силы и заставляют его двигаться по каналам охлаждения.

Таким образом охлаждающая жидкость достигает мотор, у которого забирает излишки тепла и отводит их во внешнюю среду.

Устройство водяного насоса автомобиля

Все автомобильные водяные насосы отличаются по своему внешнему виду. Однако их конструкция остаётся единой.

Корпус

корпус
корпус

Выполняет роль несущего элемента, в котором содержатся практически все составные компоненты. Чаще всего изготавливается из алюминия и используется в качестве крепления помпы к цилиндровому блоку. С целью создания максимальной герметичности в месте прилегания корпуса к мотору устанавливается специальная прокладка. А во избежание скапливания влаги на подшипниках предназначено дренажное отверстие.

Ось, подшипники, сальник

подшипник, сальник, крыльчатка
подшипник, сальник, крыльчатка

Внутри корпуса располагается ось, выполненная из стали и установленная на двух подшипниках, что обеспечивает лёгкость её вращения. Подшипники имеют закрытую конструкцию, поэтому их смазывание производится за счёт заложенной на производстве смазки, которой должно хватить в течение всего срока службы насоса. Со стороны крыльчатки установлен Салоник, предотвращающий контакт жидкости с подшипниками.

Шкив, крыльчатка

шкив
шкив

Шкив или зубчатое колесо представляет собой элемент, который принимает усилие от коленчатого вала. Он имеет жёсткое соединение с осью, которое обеспечивают шпоночные или болтовые крепежи.

С другой стороны оси располагается крыльчатка, представляющая собой специальный диск с нанесёнными на него крыльями.

крыльчатка
крыльчатка

Обратите внимание! Шкив и крыльчатка являются внешними компонентами помпы. Они располагаются за пределами корпуса насоса.

Где находится

помпа
помпа

Определить местоположение автомобильной помпы не составляет особого труда. Найти её можно по шлангам охлаждения, которые к ней подключены. При этом на разных марках автомобилей она может находиться в различных местах. Например, на отечественной «семёрке» помпа расположена в передней части моторного отсека, рядом с термостатом.

Ремонт и обслуживание водяной помпы в машине

Срок службы и замены

Автомобильная помпа относится к категории расходных материалов. Согласно рекомендациям производителей, её замена должна производиться каждые 60 тыс км пробега или по истечении 3-4 лет эксплуатации автомобиля. Специалисты же придерживаются мнения, что замену водяного насоса следует осуществлять каждую вторую замену газораспределительного ремня.

На длительность эксплуатации помпы напрямую влияет качество антифриза, его своевременная замена и недопущение смешивания охлаждающих жидкостей, имеющих разный состав.

Когда нужно менять

Первым и наиболее верным звоночком о замене помпы является датчик приборной панели, реагирующий на температуру двигателя. Если он регулярно и без веских причин находится в красной зоне — это повод задуматься о исправности водяного насоса.

Другой явный признак — утечка охлаждающей жидкости из места расположения помпы. Чрезмерный расход антифриза также можно распознать по регулярному снижению его уровня. О других признаках более подробно будет написано ниже в соответствующем блоке.

Инструкция как проверить помпу не снимая двигателя

Убедиться в неисправности насоса можно самостоятельно путём выполнения следующего алгоритма действий:

  • разогреть двигатель до рабочей температуры;
  • при заведённом моторе проверить патрубок, соединяющий помпа с радиатором, на наличие пульсирующих толчков. Если таковые отсутствуют, то продолжить проведение диагностики;
  • заглушить мотор и тщательно осмотреть его на предмет подтёков или серо-рыжих отложений, локализующихся вдоль линий прилегания корпуса помпы к моторному блоку;
  • протестировать на жёсткость шестерёнку валового привода, в которой должен отсутствовать люфт. При его наличии следует говорить об износе подшипников.

При обнаружении подтёков или налёта насос снимается с целью оценки состояния крыльчатки. Если неисправен подшипник, необходимо произвести его замену.

Важно! Проверка патрубка на наличие толчков должна осуществляться в защитных рукавицах или перчатках, поскольку рабочая температура антифриза приближена к 100 градусам, что повышает риск получения ожогов.

Поломки и неисправности автопомпы

Частые причины поломки

Наиболее часто помпа двигатели выходит из строя по следующим причинам:

  • износ одного из компонентов помпы;
  • ошибка эксплуатации, среди которых перетягивание ремня или использование воды вместо тосола. Перетяжка ремня способствует ускоренному износу подшипников и уплотнителя, а вода, используемая вместо антифриза, образует накипь, которая со временем выводит из строя все элементы помпы;
  • износ сальника, который становится причиной утечки охлаждающей жидкости.

Признаки неисправности

Распознать неисправное функционирование помпы автомобиля можно по служащим признакам:

Посторонние шумы

Детали помпы, наиболее подверженные износу — подшипник и сальник. Но если последний никак не проявляет свой оканчивающийся срок эксплуатации, то подшипник начинает издавать самые разные звуки: от визга до гула. При этом важно исключить все другие подшипники со стороны ремней агрегатора, после чего заняться более подробным изучением самой помпы.

Свист

Имеет место по причине резкого снижения давления жидкости, возникшего вследствие отсутствия постоянной циркуляции. Свист издаёт всё тот же подшипник. Чтобы убедиться в свисте именно помпы, следует ослабить натяжку ремня и произвести проверку люфта.

Люфт шкива

люфт шкива
люфт шкива

Иногда износ подшипника происходит равномерно, и характерные звуки отсутствуют. Однако имеет место люфт, который препятствует нормальной работе сальника, в результате чего велика вероятность утечки жидкости.

Наличие течи

Сальник, утративший герметичность, не в состоянии удерживать напор антифриза, находящегося под большим давлением. Трудность диагностики в данном случае обуславливается быстрым высыханием жидкости на горячем двигателе. Однако характерные следы капель всё равно заметны. При значительной течи происходит постоянное снижение уровня антифриза, а ремень всегда мокрый.

Повышение температуры двигателя

Наиболее опасный симптом неисправности помпы, требующий безотлагательного проведения ремонтных работ.

Возможные последствия

При первых признаках неисправности помпы следует начинать ремонт автомобиля. Изношенных подшипник может заклинить в процессе езды, а ремень — порваться, что приведёт к мгновенному перегреву двигателя. Как итог — дорогостоящий ремонт с полной заменой мотора автомобиля.

Можно ли восстановить или отремонтировать помпу

Автомобильные помпы бывают двух видов: разборные и монолитные. Первый тип поддаётся ремонту, второй — только замене. Однако целесообразность ремонта водяного насоса стоит под вопросом, поскольку данный элемент вполне доступен и по стоимости, и по ассортименту. Поэтому имеет смысл производить замену изношенной детали на новую.

Замена автопомпы своими руками

Kristian
Оцените автора
Добавить комментарий