ТОП-11 лучших кроссовых мотоциклов в 2024 году

Рейтинги

Что из себя представляет кроссовый мотоцикл?

Кроссовые мотоциклы предназначены исключительно для участия в спортивных гонках по кроссу. Это своего рода спортивный инвентарь, не предназначенный для езды по дорогам общего пользования.

На кроссовый мотоцикл нельзя оформить паспорт транспортного средства и номерной знак, для управления им не нужно водительское удостоверение.

В общих чертах кроссовый мотоцикл соответствует следующей схеме:

  • В его конструкции отсутствуют световые элементы, ветрозащита, багажник, пассажирское сиденье, зеркала, а выхлопная труба поднята вверх.
  • Сиденье увеличено и захватывает часть бензобака – это сделано для удобства гонщика во время езды.
  • Подвеска характеризуется большим ходом – 30 см и более, причём она довольно жесткая.
  • Облегчённый вес. Для преодоления серьезных препятствий на трассе из конструкции кроссовых мотоциклов удали всё лишнее, а современные легкие и прочные сплавы позволили максимально уменьшить общую массу мотоцикла.
  • Основной конструктивный элемент, отличающий кроссовый байк от других мотоциклов – двигатель. Из-за специфики мотокроссовых гонок мотор постоянно работает на максимальных оборотах. Чаще всего кроссовые мотоциклы оснащаются облегченными двухтактными двигателями, однако на рынке есть и более современные модели – 4-тактные.
  • В большинстве своём кроссовые мотоциклы приводится в действие кикстартером (в этом случае в конструкции байка отсутствует аккумулятор, что позволяет дополнительно снизить общую массу агрегата).

В общем и целом, конструкция кроссового мотоцикла разработана для того, чтобы гонщик мог с максимальным комфортом (насколько это возможно на пересечённой трассе) преодолевать даже самые сложные препятствия.

Отличие кроссового мотоцикла от Эндуро

Начинающему мотолюбителю чаще всего сложно разобраться в отличиях кроссового мотоцикла от Эндуро-байка. И это неудивительно – ведь Эндуро разрабатывались на базе кроссовых мотоциклов путём добавления некоторых конструктивных элементов и совершенствования ходовой части для возможности ездить не только по пересечённой местности, но и по самым обычным дорогам.

Для того, чтобы не путать настоящие кроссовые мотоциклы с Эндуро-байками, нужно, в первую очередь, разобраться с их назначением. Кроссовые байки – это спортивные лошадки, основная задача которых – выложиться на 100% и прийти к финишу первыми. Ну а для Эндуро больше важна выносливость и манёвренность.

Проводя параллели с беговыми соревнованиями, кроссовые байки можно назвать спринтерами – мощные, быстрые, работающие на одном дыхании. Байки Эндуро – это марафонцы. Они стараются максимально экономить силы, равномерно распределяя энергию на протяжении всего соревнования.

Различия кроссового мотоцикла и Эндуро наилучшим образом просматриваются в следующих характеристиках:

Двигатель

Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок – причем речь идет о достаточно сложных трассах с многочисленными естественными и искусственными препятствиями (выбоины, впадины, трамплины, канавы и так далее). В таких соревнованиях особо ценится не выносливость, а скорость и мощность.

С Эндуро дела обстоят несколько иначе – специфика трасс зачастую требует движения с низкой скоростью для объезда препятствий, поэтому в большинстве своём двигатели на мотоциклах Эндуро ориентированы на работу на низких оборотах.

Завод

Кросс предполагает преодоление трассы в один присест. Другими словами, мотоцикл заводится лишь один раз – на старте. Именно поэтому для кроссовых мотоциклов характерно наличие кикстартера. Электрический стартер включается в конструкцию крайне редко – во-первых, это удовольствие не из дешевых, во-вторых, лишняя электроника значительно усложняет обслуживание агрегата.

Электроника

На кроссовых мотоциклах, в отличие от Эндуро, по умолчанию отсутствуют любые световые элементы. Так как кроссовые гонки проходят исключительно в дневное время, фары гонщикам попросту не нужны.

Эндуро соревнования могут проходить в разное время суток, плюс ко всему на этих агрегатах можно двигаться по дорогам общего пользования – именно поэтому наличие фар и стоп-сигналов здесь обязательно.

Бак

Если сравнивать кроссовые трассы и трассы для Эндуро, то первые гораздо короче. Соответственно для участия в кроссе гонщику не потребуется большой объём топлива.

Несмотря на то что расход бензина на кроссовых мотоциклах несколько больше, чем на Эндуро, на них устанавливают баки меньшего объема.

Система подвески

Во время Эндуро соревнований гонщик имеет возможность объехать препятствия, вставшие у него на пути. В кроссе такой возможности нет – если есть трамплин, нужно в обязательном порядке прыгать. Именно поэтому подвеска в кроссовых мотоциклах гораздо жестче чем в Эндуро, а посадка несколько выше.

Низкопрофильная резина помогает обеспечить максимальную управляемость.

Дополнительное оборудование

Для того, чтобы максимально облегчить вес кроссового мотоцикла, из его конструкции убирается всё лишнее. По большому счёту кроссовый байк состоит из двигателя, рамы, подвески и колеса.

На Эндуро имеет место минимальный тюнинг – зеркала, ветрозащита, защита для рук, подножка, а некоторые модели оснащаются пассажирскими сиденьями и багажниками.

Если в процессе чтения этого материала, вы вдруг осознали, что кроссовый мотоцикл – это не совсем то, что вы ищете, предлагаем вам изучить статью «Рейтинг лучших мотоциклов Эндуро», в которой вы найдете описание этого вида мототехники, ее преимущества и недостатки, а также обзор лучших моделей эндуро из Японии и Европы.

Преимущества и недостатки кроссовых мотоциклов

Если вы планируете заниматься кроссом под руководством тренера и принимать участие в соревнованиях по кроссу – лучшим решением будет приобрести кроссовый мотобайк:

  • Мощность. Двигатели кроссовых мотоциклов «заточены» под езду с серьезными препятствиями – они прекрасно работают на больших оборотах, быстро набирают скорость, при этом достаточно быстро затухают на низах. По сути, во время гонки мотор выкладывается «по полной», и после соревнования ему в обязательном порядке требуется капитальный ремонт и обслуживание.
  • Облегченная конструкция. Отсутствие лишних элементов тюнинга и электроники помогают значительно снизить вес агрегата, позволяя гонщику более уверенно проходить даже самые сложные элементы трассы.
  • Жесткая подвеска. Многочисленные прыжки, приземления с трамплинов, преодоление препятствий в ходе соревнования требуют наличия выносливой подвески, способной выдержать самые сложные нагрузки.
  • Надежность. Конструкция кроссового мотоцикла гораздо проще, чем спортивного или классического байка. Полностью перебрать весь агрегат в гаражных условиях проще простого (при условии наличия необходимых инструментов и опыта).
  • Доступность. Для управления «кроссом» не нужно водительское удостоверение – ведь это не полноценное транспортное средство, а специализированный спортивный инвентарь.

В то же время, технические характеристики «кроссов» подразумевают хотя бы минимальный опыт управления подобной техникой.

Выбирая кроссовый мотоцикл, вы должны быть готовым к тому, что это не тихоходный дорожный байк – это мощный агрегат, справиться с которым без специальной подготовки вам будет крайне сложно. В числе основных недостатков «кроссов» можно назвать следующие:

  • Мощность. Как ни странно, в определенных случаях преимущества могут превращаться в недостатки. Так, переоценив свои силы и попытавшись обуздать ретивую «кроссовую лошадку» без должной подготовки, вы рискуете не только полностью «убить» мотор, но и нанести себе несколько серьезных травм – дело в том, что «кроссы» – не самые простые в управлении мотоциклы, причем даже в сравнении с родственными Эндуро.
  • Ограниченная сфера применения. Покупая «кросс» вы должны понимать, что покататься на нем вы сможете только на специальных трассах – эти агрегаты не ставятся на учет в ГИБДД, на них не оформляются документы, поэтому рассекать на нем по дорогам не получится (кроме того, учитывая специфику конструкции кроссового мотоцикла, покатушки по ровной местности не принесут никакого удовольствия).

Для того, чтобы доставить «кросс» к месту тренировки или соревнования, потребуется отдельный транспорт, и для многих — это может стать проблемой.

  • Высокая посадка. Для многих мотолюбителей, особенно для новичков, это может стать настоящим неудобством. По этой же причине с этими агрегатами достаточно сложно справиться людям с ростом ниже среднего.
  • Необходимость регулярного обслуживания. Причем обслуживать «кросс» нужно даже во время гонки, например, доливать масло… Что уж говорить о ремонте после соревнований – полное обслуживание мотора с заменой комплектующих, постоянная настройка подвески, замена резины.

Как бы там ни было, для того, чтобы в полной мере насладиться всеми преимуществами кроссовых байков, важно обзавестись хотя бы минимальным опытом, прежде чем садиться в седло этого мощного железного коня.

Лучшие модели кроссовых мотоциклов в 2023 году

KTM 250SX-F

Почему мне нравится именно этот кроссовый мотоцикл? Конкурентно способен без доработок и настроек, можно отправлять прямо из коробки на трассу. Много мощности, быстр и легок в управлении. В классе 250, очень большая конкуренция на трассе. Этот класс, наверное самый популярный среди производителей и спортсменов.   

Если вы хотите выйти сразу на стартовую линию, KTM 250 SX-F — лучший выбор для Вас. Многие считают этот мотоцикл самым конкурентоспособным четырехтактным двигателем, объемом 250 куб. см. на рынке. KTM претендовали на 10 из последних 11 титулов чемпионата мира по MX2 на этом байке — и с этими цифрами не поспоришь! В 2011 году модель 250 SX-F сменила карбюратор на более современную (и предпочтительную) систему электронного впрыска топлива (EFI).

Honda CRF450R

Супер мощный, отличное качество сборки и надежность, легок в управлении. Наверное самая популярная модель у начинающих эндуристов, да именно у эндуристов. Не разобравшись чем эндуро отличается от мотокросса, многие берут себе эту модель. Мощный, красивый и старые модели не очень дорогие. А оказывается, не правильно обслуженный, убитый и совсем не подходит для данного вида покатушек. Ну вернемся к мотокроссу!

До сих пор мы говорили только о мотоциклах MX2 меньшей мощности и кубатуры. Но если вы ищете максимальную мощность, Honda CRF450R это именно то что Вам надо. Мотоциклы Honda славятся своим качеством сборки и надежностью, а CRF450R соответствует этим стандартам.
В 2013 году Honda обновила этот мотоцикл, включив в него две трубы выхлопа, установили воздушную вилку и сделали значительные изменения двигателя. В 2017 году Honda пошла дальше и внесла еще больше улучшений в характеристики двигателя данного мотоцикла. Если вы любитель мощи, CRF450R — отличный выбор для начинающего гонщика open-class. В нем есть тонны энергии, и в то же время он прост в использовании и легок в управлении для новичка. CRF450R (2010 г.) — в хорошем состоянии, можно найти от 200 тыс. руб.

KTM 150SX

Австрийский заводской байк, легкий, мощный. KTM — один из немногих производителей, который делает двухтактный мотокросс объемом 150 куб. см., 150 SX может стать Вашим любимым внедорожным мотоциклом на все времена.

Он легкий, как перышко, не уступает маневренности 125-ке и при этом имеет больший крутящий момент и большую мощность. Поэтому его действительно можно назвать особенным. В принципе, я думаю он даже составит отличную конкуренцию на треке 4-х тактным 250-кубовым моделям. Это не распространенная у нас модель, их очень мало в свободной продаже. Но если Вы все таки решите его себе приобрести, то скорее всего придется брать его у официалов или на заказ с аукциона.


Модель 2014 года на заказ с доставкой, стоит примерно 220-240 тыс. рублей. Если Вы хотите купить совершенно новую модель 2020 года, то она обойдется от 550 тыс. рублей у официалов КТМ. Да, за эти деньги можно приобрести модель КТМ которая описывалась выше — KTM 250 SX-F. Но это чуть другая история. 150-ка идеально подходит для начинающих кроссменов. Также на рынке есть много китайских аналогов данной модели, не ведитесь на это. Посмотрите обязательно видео про мотокросс — всего 4 минуты

Кроссовый мотоцикл Suzuki RM-Z250 2020


Suzuki RM-Z250 2020

В прошлом году кроссовый мотоцикл Suzuki RM-Z250 получил наибольшее количество обновлений за все последние годы, и RM-Z250 2019 года был намного лучше, чем предыдущие желтые 250-ки. Двигатель имел приличную мощность в средней и верхней части диапазона оборотов, а сам мотоцикл, как всегда, был превосходным в поворотах. К сожалению, поклонникам марки Suzuki пришлось потратить много времени, чтобы подобрать  подходящие пружины для подвески и заменить их.

Вероятно, пытаясь избежать проблемы, от которой страдает более крупный RM-Z450 — когда амортизатор значительно более жесткий, чем передняя вилка — инженеры Suzuki установили на кроссовый RM-Z250 очень жесткие пружины передней вилки. В результате вилка получилась слишком жесткой для всех, кроме самых быстрых или тяжелых гонщиков.

В 2020 году Suzuki RM-Z250 не получил никаких изменений, за исключением незначительного изменения графики. Это странно – все профильные СМИ критиковали настройки подвески Suzuki RM-Z250.

Если не считать нереальных настроек подвески, Suzuki RM-Z250 — это неплохой кроссовый мотоцикл с хорошим двигателем и отличными характеристиками управляемости. Характер двигателя не самый удобный — мощность Suzuki сконцентрирована в среднем и верхнем диапазоне оборотов. Силовая установка RM-Z250 может показывать хорошие результаты, о чем свидетельствуют отличные старты некоторых гонщиков на соревнованиях прошлым летом.

Honda CR250

Не очень хорош в управлении, но мощный, хороший инвестиционный потенциал (серьезно!). Можно сказать, это как кривой мяч.Honda фактически остановила производство двухтактных CR250 еще в 2007 году. Но, несмотря на это, CR250 заслуженно находится в Зале Славы Dirt Bike. CR250 прославился вместе с «величайшим из всех времен» Рикки Кармайклом во время его первого победного сезона. Он выступал именно на этой модели.
Будучи последней двухтактной машиной, который выпустила Honda, и почти легендарным статусом мотоцикла, CR250 создал культ поклонников. Если вы все сделаете правильно, владение CR250 может стать самым дешевым способом начать мотокросс. При этом в конце концов даже заработать на этом немного денег. Если вы найдете не убитый мотоцикл и при этом будем нормально за ним следить, его всегда можно будет легко продать.
Они постоянно растут в цене. Но при покупке будьте внимательны, слова продавца о том что он капитал двигатель только оригинальными ЗП, не всегда является правдой. Многие экономят и используют аналоги запчастей не очень хорошего качества. Еще раз, эта модель мотоцикла удивительно надежна и на них приятно смотреть, внешний вид просто “огонь”. Обладая потрясающей мощностью, CR250 создает отличные ощущения во время езды. У вас будет много впечатлений при езде на нем. Когда придет время уйти или, вы захотите сменить класс или модель, вероятнее всего, Вы вернете свои деньги!Цены на модели 2001 года начинаются примерно от 120-150 тыс. рублей. Если конечно хорошо поискать, то можно найти и за 100 тыс. В отличном техническом состоянии и годом выше (05-07), 200-250 тыс. Без пробега по нашей земле, тут конечно цены уже хорошие от 300 тыс. и выше. Посмотрите обязательно видео про мотокросс — всего 6 минут

LIFAN LF200GY-5

Это один из самых доступных байков на рынке, поэтому в плане характеристик ему можно сделать снисхождение. На нем стоит не самый мощный двигатель 200 см3 (15 л. с.), поэтому устройство лучше всего подойдет спортсменам-новичкам. Важным его преимуществом является самостоятельная разработка всех запчастей. Подгонка деталей между собой позволяет реже ломаться, а при необходимости – проще находить дешевый ремонтный комплект.

Плюсы

  • самая низкая цена на рынке;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • дешевый ремонт;
  • надежная конструкция;
  • неплохая проходимость.

Минусы

  • сравнительно низкая мощность;
  • амортизаторы лучше заменить, оригинальные слабо компенсируют удары.

LIFAN LF200GY-5 – идеальный мотоцикл для непродолжительных поездок как по городу, так и пересеченной местности.

Kayo T2 250

Это байк с ярко-красным корпусом и обилием различных обвесов. У него слабый мотор, что характерно для своего класса, — 250 см3 с мощностью 27 л. с. Несмотря на ориентированность в сторону начинающих спортсменов, у него хорошие характеристики, позволяющие совершать сложные заезды. В конструкцию заложена упругая подвеска, удобное и отзывчивое управление, а также электронное зажигание.

Плюсы

  • легкость ручной регулировки и настройки;
  • отказоустойчивость;
  • низкая стоимость обслуживания и ремонта;
  • быстрый старт;
  • дисковые тормоза;
  • прочный пластиковый корпус.

Минусы

  • быстро изнашивается стандартная цепь;
  • слегка хлипкое крепление для номеров.

Kayo T2 250 – одно из самых выгодных приобретений, которое при низкой цене может преодолевать даже сложные препятствия.

BSE J5-250E

Байк от малоизвестного производителя с мотором 250 кубов и 27 л. с. Его скорости и прочности хватает даже для прыжков с небольшой высоты. Вот только сильно увлекаться не стоит, ведь к мотоциклу не так легко найти запчасти, часто приходится подбирать с аналогов. Это не кроссовый байк в полном смысле слова, но для различных поездок и участия в простых спутываниях, его характеристик достаточно.

Плюсы

  • привлекательный дизайн;
  • надежный мотор;
  • долговечный и гибкий корпус;
  • мягкость подвески;
  • водяное охлаждение двигателя.

Минусы

  • нет ножного стартера;
  • при агрессивном использовании вытягиваются спицы.

BSE J5-250E относится к бюджетной нише и это негативно отразилось на качестве стандартной резины, ее лучше сразу заменить.

Yamaha YZ250FX

Yamaha YZ250FX 2021

Все тестеры согласились, что из четвёрки Yamaha YZ250FX имеет самый серьёзный мотор, который ведёт себя почти как кроссовый собрат — и это несмотря на самую меньшую пиковую мощность из всех. YZ злой, резкий и оооочень тяговитый, в том числе благодаря пониженным первой и второй передаче — напомню, что он оснащён шестиступкой с разнесёнными передачами. Плюс, при помощи приложения Power Tuner можно настроить характер двигателя практически по любому вкусу или образцу. Например, можно отрегулировать тягу под жидкую грязь или скользкие мокрые камни с корнями — так, чтоб сохранять сцепление и управляемость на низких и средних, не теряя в динамике на высоких оборотах.

По подвескам Yamaha YZ250FX сложно превзойти: она предоставляет самый широкий диапазон возможностей от комфорта на сложном техническом ландшафте и до отличного сопротивления пробою на быстрых овражистых участках. Она не самая мягкая (самый — это GasGas), и не самая жёсткая (два остальных жёстче), но в стоковом состоянии и с заводскими настройками она одновременно комфортно отрабатывала и уверенно держала практически везде.

Управляемость Yamaha YZ250FX практически идентична YZ250F — то есть, великолепна. Увеличенный бак FX находится под седлом, что не только положительно влияет на развесовку (добавочный вес находится по центру), но и не увеличивает ширину мотоцикла в районе коленей. Все тестеры отметили, как легко YZ справляется с серией узких S-образных поворотов: она уверенно держит траекторию и охотно идёт туда, куда её направляет райдер.

Для кого этот мотоцикл? Да практически для любого эндуриста, которому хоть сколько-то интересен кросс, и нужен мотоцикл, который справится с обеими дисциплинами. Единственный вариант, кому этот мотоцикл не слишком подойдёт — это тем, кто ездит только в экстрим-эндуро, но это же касается и всех сегодняшних соперников.

Honda CRF250RX

Honda CRF250RX 2021

Honda CRF250RX удивила и на весах, и на диностенде. По данным диностенда это самая мощная модель, а на весах — самая тяжёлая. Причём по ощущениям у неё далеко не самый злой двигатель, но ощущения обманчивы потому, что этот мотоцикл весьма тихий. Он не создаёт ощущения взрывной мощи YZ, но быстро раскручивается, отлично откликается на газ и выдаёт удобную тягу по всему диапазону оборотов. Подобно кроссовой модели, он обладатель скорее крутильного, чем паровозного низового характера, но даже на третьей передаче он не падает в грязь лицом, если опустить обороты ниже тяговитого диапазона.

Подвески Honda CRF250RX — самые близкие к кроссовым из всего сравнения. То есть они лучше остальных справляются с гребёнкой ухабов на большой скорости, и здесь же, на сложных и быстрых участках, вес мотоцикла несколько растворяется, поскольку переднее колесо буквально обтекает рельеф местности. Он довольно комфортен в начале хода подвесок, и хоть не слишком хорошо сглаживает большие камни, но его комфорта достаточно для того, чтобы преодолевать неприятные неровности ходом, а не ползком.

Это подводит нас к вопросу управляемости RX, которая, кстати, одна из лучших на высокой скорости. Подвески и шасси работают слаженно и сбалансированно, позволяя Honda чувствовать себя в своей тарелке, когда жёстко наваливаешь и держишь траекторию. На нём проще всего заскакивать на неровности, не расстраивая подвески, шасси обладает великолепной предсказуемостью и устойчивостью. Вот в плане рулёжки он неидеален: отзывается на руление довольно охотно, но проявляет себя вес вообще, и вес бака в частности. Для быстрого руления просто приходится прикладывать несколько больше усилий.

Для кого этот мотоцикл? Для тех, кто предпочитает быстрые гонки. Он устойчив, уверенно идёт на большой скорости, а при необходимости неплохо рулится и хорошо справляется с препятствиями.

Suzuki RM-Z450

Впервые модель появилась на рынке в 2005 году, и к настоящему времени мотоцикл практически не модернизировался. Вес мотоцикла – 112 кг – достаточно большой для мотоциклов этого класса. Тем не менее, агрегат вполне уверенно чувствует себя на трассе и характеризуется отличной управляемостью и маневренностью. Двигатель – 4-тактный, 1-цилиндровый, охлаждение – жидкостное.

В конструкции кросса отсутствует электрический стартер и аккумулятор (агрегат приводится в действие кикстартером).

Опытные мотолюбители жалуются на ограниченность настроек подвески из-за слабого амортизатора и на жесткое шасси.

При этом Suzuki RM-Z450 можно неплоха апгрейдить, используя хорошие тюнинговые детали.

Andrey
Оцените автора