Кроссовер — автомобильный класс, который, согласно статистике, в течение нескольких лет стабильно входит в десятку наиболее продаваемых автомобилей. Чем обусловлена такая популярность, поможет разобраться обзорная статья о кроссоверах.
Что такое кроссовер

Кроссовер является относительно молодым типом кузова, который напоминает конструкцию внедорожников. При этом его основу составляет платформа легкового автомобиля. Непосредственно термин «crossover» в буквальном смысле означает переход от одного направления к другому. Касательно автомобилей этот «переход» происходит от внедорожника до легкового авто.
Некоторые специалисты относят кроссовер к подклассу автомобилей спортивно-утилитарного типа, которые обозначаются маркировкой SUV и включают в себя грузовики облегчённой конструкции, эксплуатируемые с целью осуществления пассажирских перевозок. Другие — выделяют кроссоверы в отдельный класс, который обозначают CUV, что расшифровывается как Crossover Utility Vehicle. Также нередко встречаются кроссоверы, внешне очень схожие с универсалами.
Особенности класса

Отличительными признаками кроссоверов являются:
- большая вместительность, позволяющая перевозить до 5 человек, включая водителя;
- просторный и комфортабельный салон;
- полный или передний привод;
- увеличенный дорожный просвет.
Как видно, ключевые особенности проявляются в основном во внешнем виде кроссоверов. Однако главная идея их создания — претензия на внедорожник, но без использования рамной конструкции и применения упрощённой трансмиссии.
Плюсы и минусы
Преимуществами кроссоверов являются:
- высокий уровень проходимости, благодаря чему возможно преодоление сложных участков бездорожья;
- хороший обзор, достигаемый за счёт высокой посадки водителя;
- наличие полного привода позволяет с лёгкостью управлять автомобилем при езде по пересечённой местности.
Также стоит обратить внимание и на недостатки:
- большой расход топлива по причине большой массы и привода на вторую ось;
- высокая стоимость. Чем лучше и к качественнее комплектация, тем выше цена;
- дорогое техническое обслуживание.
Подклассы:

- Полноразмерный. Такие модели кроссоверов отличаются большими размерам, из-за которых их часто путают с внедорожниками. В народе яркими представителями этого подкласса являются Hyundai Palisade, Cadillac XT6.
- Среднеразмерный. Имеют меньшие размеры и представлены такими моделями как Kia Sorento, Cherry Tiggo.
- Компактный. Сюда входят автомобили доступного бюджетного сегмента, созданные на автомобильной платформе С или В+. Их размеры соответствуют стандартам «гольф-класса». Например, Skoda Karoq, Ford Kuga.
- Мини или субкомпактный. Такие кроссоверы можно охарактеризовать как дорожные автомобили повышенного уровня проходимости. В качестве примера выступают Nissan Juke, Kia Soul.
Кроссовер и внедорожник: в чем разница
Часто эти два класса автомобилей путают, поскольку внешне они практически не отличаются друг от друга. При этом полноценный внедорожник может быть меньше кроссовера. Главные же отличия последнего от » утилитарного» собрата носят исключительно конструктивный характер и заключаются в:
- Несущем кузове. Он заменяет рамную конструкцию внедорожника, в результате чего значительно снижается автомобильная масса и цена. Поэтому изготовление кроссоверов требует меньших затрат расходного материала, что сказывается на стоимости.
- Отсутствии раздаточной коробки. Её заменяет вторая ось, которая включается в автоматическом режиме посредством виско- или электромагнитной муфты при передвижении автомобиля по неоднородному дорожному покрытию.
- Низком клиренсе. Относительно внедорожников у кроссоверов малый дорожный просвет, который редко превышает 200 мм.
- Экономичном расходе топлива. Объясняется это меньшей производительной мощностью двигателя, устанавливаемого на кроссоверы. Мощности хватает для езды в городских условиях, а небольшой запас позволяет немного проехаться по небольшому бездорожью. Низкое потребление топлива также обуславливается улучшенными аэродинамическими характеристиками кроссоверов.
- Меньшей вместительности багажника. Данное сравнение актуально в случае с полноразмерными внедорожниками.
История появления класса «кроссовер»

Впервые термин «кроссовер» был употреблён известной американской автомобильной компанией Chrysler в 1987 году после того, как она выкупила American Motor Corporation (AMC) и бренд Jeep. Повсеместно термин начали применять только по истечении 3-летнего периода и в отношении автомобилей, которые в настоящее время относятся к классу внедорожников. Причиной этому стали легковые и грузовые платформы, которые применялись для производства автомобилей, предназначенных для езды по городу и оснащённых полным приводом. Только в начале 2000-х годов, когда начали происходить масштабные реформы на мировом автомобильном рынке, термин «кроссовер» приобрёл современное значение.
Первые кроссоверы в мире

Термин был впервые использован в 90-е годы 20— го столетия. Однако модели, произведённые до 21-го века, мало походили на современные версии. Одними из первых кроссоверов в мире являются: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mitsubishi Outlander, Nissan Qashqai. При этом Ниссан заявил, что именно его модель Qashqai положила начало эре современных кроссоверов. В серийное производство эти машины были запущены в период с 1994 по 1996 года.
Кроссоверы в СССР

Ещё в советское довоенное время инженеры по всему миру вынашивали идею создания легкового автомобиля повышенной проходимости. Так в 1940 году был произведён ГАЗ-61, на котором ездили маршал Жуков, Конев, Рокоссовский. Чуть позже был выпущен ГАЗ-М72, оснащённый полным приводом, несущим типом кузова и повышенным уровнем проходимости. Однако внутреннее убранство этого автомобиля был слишком роскошным для колхозников, для которых он производился. Поэтому было решено создать модель попроще. В итоге получился ГАЗ-М73, представлявший собой пикап с двумя дверями и невероятной проходимостью.

Однако М73 не вышел в серийное производство по причине нехватки производственных мощностей. Тогда был представлен Москвич-410, который обладал рычажными амортизаторами, понижающей передачей и дорожным просветом в целых 430 мм. Однако в процессе эксплуатации обнаружились существенные недостатки данной модели: лёгкое опрокидывание на бок, недостаточно жёсткий кузов, лопание лонжеронов и другие. В итоге производство Москвича было прекращено, а все мощности были направлены на экспорт.
Будущее рынка кроссоверов
Настоящий всплеск востребованности кроссоверов заставляет задуматься многих экспертов о будущем этого класса автомобилей. Многие из ведущих специалистов склоняются к следующим направлениям, в сторону которых будет двигаться рынок кроссоверов:
- увеличение проходной способности и универсальности эксплуатации;
- наращивание объёмов двигателей в бюджетном сегменте;
- отказ от механической коробки передач в пользу автоматической трансмиссии;
- оснащение максимального количества автомобилей полным приводом;
- придание внешнему виду больше плавных линий и спортивных элементов.
Также одним из ключевых моментов является цена. Многие производители уже экономят на материалах и оснащают автомобили менее объёмными двигателями. Это значительно снижает стоимость транспортного средства и отрицательно сказывается на его качестве.