Аккумулятор — второй по важности элемент автомобиля после двигателя. Чтобы транспортное средство правильно и долго функционировало, у аккумулятора должно быть нормальное напряжение. Сколько вольт в заряженном аккумуляторе и как это проверить, расскажем далее.
- Зачем нужно контролировать напряжение аккумулятора в авто
- Какое напряжение в аккумуляторе считается нормальным
- Таблица заряда аккумулятора автомобиля по напряжению
- Норма напряжения зимой на стоящей машине
- Экспертный блок
- Как правильно измерить напряжение АКБ автомобиля
- В покое
- Под нагрузкой
- Причины разрядки аккумулятора
Зачем нужно контролировать напряжение аккумулятора в авто

От аккумулятора зависит правильная работа автомобиля: он обеспечивает запуск транспортного средства и снабжает электрической энергией большое количество элементов. Любой автовладелец должен знать, сколько вольт содержится в заряженном аккумуляторе, какие значения показывает батарея под нагрузкой и в состоянии покоя. Разряженная батарея не позволит завести автомобиль, а химические процессы в конечном итоге её разрушат.
Какое напряжение в аккумуляторе считается нормальным

Нормальное напряжение АКБ определяется рядом фактором. Если его ёмкость составляет 12 В, то нормальные значения варьируются в пределах 12,5—12,7 В. Для 24-вольтовой версии оптимальным считается напряжение 25,2—25,4 В. При измерении напряжения под нагрузкой, когда заведён двигатель и работают дополнительные потребители, напряжение значительно выше и для батареи в 12 В оно составляет 13,5—14,5 В, а для 24 В — значения могут доходить до 29 В.
Важно! Чтобы зарядить батарею на ходу, необходимо преодолеть не менее 100 км пути. Кратковременные поездки, сопровождающиеся частыми остановками, не способствуют зарядке аккумулятора, а если такие действия выполнять в условиях минусовых температур, то велика вероятность его повреждения.
Таблица заряда аккумулятора автомобиля по напряжению
Для 12-вольтового аккумулятора:
Напряжение | Заряд аккумулятора |
---|---|
12,7 В | 100 % |
12,6 В | 90 % |
12,5 В | 80 % |
12,4 В | 70 % |
12,3 В | 60 % |
12,2 В | 50 % |
12,1 В | 40 % |
12,0 В | 30 % |
11,9 В | 20 % |
11,7 В | до 10 % |
Для 24-вольтового аккумулятора:
Напряжение | Заряд аккумулятора |
---|---|
25,4 В | 100 % |
25,1 В | 90 % |
24,9 В | 80 % |
24,7 В | 70 % |
24,5 В | 60 % |
24,4 В | 50 % |
24,2 В | 40 % |
24,0 В | 30 % |
23,9 В | 20 % |
23,8 В | до 10 |
Норма напряжения зимой на стоящей машине

Понижение температурных значений провоцирует изменение электролитической плотности в автомобильном аккумуляторе. При этом конкретные характеристики определяются уровнем разряженности АКБ. В заряженном состоянии при похолодании, наряду с повышением плотности электролита, увеличивается и напряжение батареи. В случае с недостаточно высоким зарядом плотность уменьшается, в связи с чем завести в холода двигатель становится значительно сложнее.
В морозную погоду, когда столбики термометров падают ниже 15 градусов, нормальное напряжение аккумулятора составляет 12В. Однако по причине замедления электрохимических реакций в батарее при морозе наблюдаются следующие изменения:
- при -30 рабочая ёмкость АКБ составляет половину от показателей, указанных в паспорте устройства;
- если значения плотности равны 1,28 г/куб см, то при -30 градусах напряжение достигает 12,4 В, а в +25 градусов — 12,7 В;
- когда температура за окном опускается ниже -25 градусов, заряд батареи от генератора прекращается.
В автомобилях, эксплуатируемых в северных широтах, с целью повышения электролитической плотности в аккумулятор добавляется серная кислота.
Важно! Многие автовладельцы ошибочно полагают, что без нагрузки нормальное напряжение аккумулятора в зимний период снижается. В действительности, этот показатель не уменьшается, происходит только замедление химических реакций.
Экспертный блок

Не любое отклонение значений аккумуляторного напряжения от нормы считается критическим:
- если при работающем двигателе напряжение превышает 14 В, то это свидетельство разряженной АКБ и её зарядки от генератора;
- если при заведённом моторе отмечается резкое падение напряжения, то это может указывать на чрезмерно мощные электрические потребители, установленные в автомобиле, которые не под силу генератору или он находится в неисправном состоянии.
Однако перечисленные ситуации легко решаются в отличие от сульфатации, которая поражает АКБ. Данный процесс имеет место при глубоко разряженной батарее и характеризуется покрытием её поверхности сернокислым свинцом, имеющим крупнокристаллическую структуру.
В итоге этот компонент способствует повышению внутреннего сопротивления и уменьшения ёмкости батареи. Процесс сульфатации начинается при падении напряжения ниже 10,5 В. При таком значении аккумулятор ещё можно реанимировать посредством качественного зарядного устройства. Если же вольтаж упал ниже 9 В, то необходимо произвести замену аккумулятора.
Как правильно измерить напряжение АКБ автомобиля
В покое
С целью получения правильных значений необходимо учитывать несколько параметров:
- Максимально верные параметры достигаются при +18 градусах тепла.
- Измерения производятся по истечении 12 часов после деактивации двигателя.
- Ориентироваться на информацию от производителя.
Узнать напряжение аккумулятора можно несколькими способами: через бортовой компьютер, брелок или мобильное приложение, если на автомобиле установлена противоугонная система. Получить максимально точные значения помогут специальные инструменты в виде мультиметра или нагрузочной вилки. Если используется мультиметр, то вольтаж должен быть равен 12 В, если — нагрузочная вилка, то нормальными показателями являются 12,6 В.
Под нагрузкой
В данном случае для измерений также подойдут данные с сигнализации, бортовой компьютер или мультиметр. Для выполнения исчислений необходимо:
- завести двигатель;
- выждать около 20 минут работы мотора;
- подключить мультиметр;
- активировать элементы, потребляющие электричество. Например, фары.
Под нагрузкой значения напряжения составляют 13,5—14 В.
Причины разрядки аккумулятора
Основными причинами быстрой разрядки автомобильного аккумулятора являются:
- заканчивающийся ресурс батареи;
- неисправность генератора, приводящая к утечке электрического тока;
- слишком интенсивное использование электрических элементов, когда электросеть испытывает чрезмерную нагрузку;
- остались включенными габаритные огни или магнитола.
Важно! Перед покупкой поддержанного автомобиля следует проверить степень заражённости аккумулятора.