6 идей как сделать кондиционер в авто своими руками

Ремонт автомобиля
Содержание
  1. Немного теории
  2. Принцип действия и устройство кондиционера
  3. Конденсатор
  4. Компрессор
  5. Фильтр – осушитель
  6. Соединительные шланги
  7. Испаритель
  8. Достоинства и недостатки самодельных кондиционеров
  9. Какие материалы и инструменты потребуются
  10. Простой кондиционер из пластиковых бутылок
  11. Одним из таких является самодельный «кондиционер», изготовленный из запчастей от компьютера, льда и нескольких пластиковых бутылок.
  12. Как сделать охладитель
  13. Бесплатный холод. Как сделать кондиционер из простых пластиковых бутылок?
  14. Как сделать ЭКО-кулер?
  15. Использование оконного кондиционера
  16. Кондиционер на полупроводниковых элементах
  17. Медная трубка+шланг
  18. Изготовление переносного кондиционера
  19. Можно ли улучшить работу системы?
  20. Почему не получится изготовить портативный кондиционер для авто?
  21. Есть ли смысл приобретать заводскую сплит-систему?

Немного теории

На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:

  • компрессорные системы кондиционирования;
  • испарительные устройства.

Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно.

Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.

Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно принцип охлаждения за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.

Принцип действия и устройство кондиционера

фото 1

Принцип работы агрегата для охлаждения построен на изменении свойств хладагента при переходе из парообразного состояния (при низких температурах) в жидкость (при нагревании) через термо – регулирующий вентиль (ТРВ). Рекомендуется к  использованию озонобезопасный хладагент (R- 134a).

Автокондиционер состоит из конденсатора, компрессора, фильтра – осушителя (ресивер), терморегулирующего вентиля, испарителя и соединительных шлангов.

фото 2

Конденсатор

Конденсатор – радиатор, охлаждающий жидкости автомобильного кондиционера. Бывает двух видов: ленточный и многопоточный. Для более эффективной работы кондиционера устанавливают дополнительный вентилятор охлаждения конденсата.

Компрессор

«Сердце» охлаждающего агрегата с электромагнитной муфтой на шкиве качает по системе хладагент. В момент нажатия кнопки включения, электромагнитная муфта срабатывает с помощью ременной передачи от коленчатого вала двигателя.

Фильтр – осушитель

Ресивер устанавливается в подкапотном пространстве автомобиля (рекомендуется использовать модель со смотровым стеклом – «окном»). Смотровое стекло служит для контроля заполняемости хладагента. Фильтр устраняет излишнюю влагу в системе охлаждения, что приводит к оптимальной работе кондиционера.

В качестве влагопоглощающего элемента служит силикагель или порошкообразный оксид алюминия.

Соединительные шланги

Специальные резиновые шланги, по которым осуществляется циркуляция хладагента. Для эффективной работы кондиционера рекомендуется сделать теплоизоляцию салона термоизоляционными материалами («Стандартпласт» пр. Россия).

Испаритель

Блок представлен двумя позициями,- встроенного и подвесного типа. На классические модели жигули монтируется подвесной вариант. Он подает в салон холодный воздух.

В «классике» монтируется под бардачком парприза, предварительно демонтировав перчаточную полку. Во втором варианте испаритель можно врезать в заднюю полку между динамиками. Но, в этом случае необходимо удлинение магистрали высокой и низкой линии подачи хладагента.

Достоинства и недостатки самодельных кондиционеров

Такие кондиционеры действительно могут обеспечить прохладу в салоне, причем изготовить их не сложно. Но и недостатков у такого оборудования достаточно:

Конструкция за счет использования емкости получается объемной. То есть придется практически «пожертвовать» одним посадочным местом в авто;

Они не вечно будут обеспечивать прохладой. Лед – не очень хороший хладагент, поскольку он постепенно растает, а образованная вода нагреется и холоду неоткуда будет взяться. При этом насколько хватит одного «заряда» льдом зависит от конструктивных особенностей «кондиционера». Зато такой хладагент – доступный;

Следует заранее готовиться к поездке в жару. То есть, необходимо своевременно запастись требуемым количеством льда, перед тем, как выезжать на дорогу.

И хоть такой «кондиционер» имеет достаточно серьезные недостатки, но все же, они пока что – единственный действенный вариант получить прохладу в салоне летом без использования дорогостоящего оборудования.

А зимой можно значительно увеличить температуру в салоне установив автономный автомобильный отопитель.

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий автомобильный кондиционер, потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

  • пластиковый контейнер небольшой ёмкости (в качестве ориентира можно назвать сумку-холодильник, а если у вас завалялась где-нибудь на балконе или чердаке неработающая сумка, смело используйте её);
  • радиатор автомобильной печки, например, вазовский;
  • несколько компьютерных вентиляторов, размеры которых должны соответствовать объёму ёмкости;
  • не очень мощный трюмный насос;
  • крепёжные элементы;
  • шланги/провода;
  • вилка прикуривателя.

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

  • небольшая ёмкость (металлическая или пластиковая, подойдёт даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
  • компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
  • клейкая лента, несколько листов бумаги;
  • USB кабель.

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

  • электролобзик;
  • несколько вентиляторов;
  • дренажная трубка (можно сделать из гофрированной подходящего диаметра);
  • изоляционный материал.

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Простой кондиционер из пластиковых бутылок

С приходом лета многие мечтают выбраться хотя бы на недельку в свою загородную резиденцию, либо на свою фазенду (дачу). И мечты сбываются. Люди выбираются и предаются летнему отдыху. Но в скором времени начинают уставать от жары и солнца, если не имеют в доме кондиционера.

Существуют несколько методов, как своими силами сделать охлаждающее устройство из подручных средств.

Одним из таких является самодельный «кондиционер», изготовленный из запчастей от компьютера, льда и нескольких пластиковых бутылок.

Процесс изготовления относительно несложен. Для этого нужны: 2 пятилитровые пластиковые «бадейки», нож, ножницы, электровентилятор, который применяют в системнике для охлаждения процессора, блок питания на пять вольт постоянного тока, а также лед и 2-3 полуторалитровые пластиковые бутылки.

Как сделать охладитель

1. Обрезаем верхнюю часть у 5-литровых бутылок так, чтобы горловина с одной бутылки можно использовать в качестве крышки для второй.

2. Из оставшейся второй горловины делаем так называемый раструб и укрепляем его в первой отрезанной крышке. Данная конструкция дает направление охлажденного потока, исходящего из нашего самодельного кондиционера в нужном направлении.

3. В основной 5-литровой бутылке в боку вырезаем специальное отверстие под вышеуказанный вентилятор, который необходимо закрепить и установить таким образом, чтобы поток воздуха дул во внутрь самой бутылки.

4. Последним этапом является подключение вентилятора к блоку питания и установка в «самодельный кондер» две или три полуторолитровые бутылки с замороженной водой.

Все. Кондиционер готов.

Бесплатный холод. Как сделать кондиционер из простых пластиковых бутылок?

Конечно, сам эффект, возможно, знаком многим, а вот то, что он был открыт еще в 19 веке гениальными учеными Джоулем и Томпсоном, мало кто знает.

Помните, как наши мамы, еще в детстве, дули, охлаждая наши раны, чтобы меньше щипало? Этот эффект можно продемонстрировать, если подышать на собственную ладошку. Сперва «дыхнуть» с открытым ртом, а потом подуть тоненькой «струйкой». И в первом случае мы получим теплый воздух, а во втором, гораздо прохладнее.

Если объяснить эффект по простому, то получается так: если движущему газу увеличить давление в каком то месте, то молекулы будут терять «энергию» на прохождение «трудного участка», тем самым снижая температуру газа. Простите за совсем уж ненаучное разъяснение.

Этим эффектом решили воспользоваться изобретатели из Бангладеша, сконструировавшие свой, так называемый Эко-кулер, и подарив его более 25 000 домам своей страны в 2016 году.

Как сделать ЭКО-кулер?

https://observers.france24.com/en/20160602-bangladesh-air-conditioner-plastic-bottles-technology

Чтобы сделать Эко-кулер, вы разрезаете пластиковые бутылки пополам и затем монтируете их на доску.

https://observers.france24.com/en/20160602-bangladesh-air-conditioner-plastic-bottles-technology
https://observers.france24.com/en/20160602-bangladesh-air-conditioner-plastic-bottles-technology

Затем Вы размещаете доску в окне горлышками, обращенными к внутренней стороне дома.

Изменение в давлении, которое происходит когда воздух входит в более широкую часть бутылки и проходит через горлышко, охлаждает воздух на 5 градусов, что очень существенно.
А дальше можно включить фантазию и смекалку. Как пример — сделать мобильный стенд, поставить его в комнате, а за ним вентилятор.

Использование оконного кондиционера

Идея состоит в том, чтобы установить такой моноблочный кондиционер в районе заднего сиденья, использовать для его питания инвертор 220 – 12 В, а для вывода нагретого воздуха просто высунуть соответствующий патрубок в окно. Однако в таких рассуждениях скрыта достаточно неочевидная ошибка. Оказывается, даже самому немощному кондиционеру для нормальной работы необходимо потреблять порядка 1500 Вт. Если при 220 вольтах это в принципе не проблема, то 12-вольтовой самодельный кондиционер, установленный в машину, работать не сможет ввиду огромного потребляемого тока. Объясним это конкретными расчётами.

Использование оконного кондиционера

Допустим, инвертор обеспечивает минимальные потери при преобразовании. В этом случае бортовая сеть будет запитывать моно кондиционер напряжением бортовой сети (14 В), а потребление тока составит 1500/12 = 107 А. Чтобы проводка от такого тока не погорела, она должна быть толщиной сантиметра полтора. Но следует учесть, что многие генераторы даже не обладают столь высоким верхним лимитом токоотдачи. Да и инвертор должен быть рассчитан на работу с оборудованием соответствующей мощности (1,5 – 2 КВт) – а это очень специфичное и дорогое оборудование, которое найти в свободной продаже – большая удача. Так что попробовать, конечно, можно, но при условии обеспечения решения всех вышеперечисленных проблем, что, честно говоря, малореально.

Кондиционер на полупроводниковых элементах

Ещё одна гуляющая в сети идея – самодельный кондиционер в машину на элементах Пельтье. Идея заключается в том, что полупроводниковый элемент достаточно большой площади при его подключении к электропитанию с одной стороны нагревается, примерно на столько же градусов охлаждаясь с другой стороны. Приобрести такие пластины – вполне реально, да и стоимость их не так уж высока. Кстати, мобильные ящики-холодильники используют именно этот принцип. Казалось бы, что мешает построить на элементах Пельтье и систему кондиционирования? Тем более что такое решение будет и недорогим, и практически бесшумным, без использования компрессора, испарителя, системы трубок, хладагента и других атрибутов классического автокондиционера.

Пример кондиционера Пельтье

К сожалению, эффективность такой системы будет приближаться к нулевой. Причина достаточно банальна – недостаточная площадь поверхности, которая будет отдавать холод в салон. Вы просто не почувствуете разницы при включенном устройстве и выключенном. Разве что положите руку на элементы устройства. Но есть и другая проблема – сложности с отводом тепла от нижней части полупроводниковых элементов. Вам не удастся решить проблему – даже чисто теоретически эффект от такого устройства будет нулевым.

Возможно, идеальным техническим решением было бы изготовление крыши автомобиля из полупроводниковых пластин – в этом случае решается проблема теплоотвода, и площадь охлаждения будет достаточной, чтобы обеспечить обдув салона. Но есть и другие вопросы, требующие решения – например, контроль температурного режима. В любом случае снимать крышу своего автомобиля вы вряд ли решитесь, а автопроизводители почему-то не спешат внедрять такую идею в жизнь.

Медная трубка+шланг

Еще один вариант кондиционера, сделать который в домашней обстановке из настольного вентилятора довольно несложно. Для этого необходимо приготовить:

  • садовый резиновый или пластиковый шланг для полива;
  • тонкая трубка из меди;
  • настольный вентилятор.
Кондиционер из медных трубок

Трубку сгибают по кругу, оставляя между секциями промежуток для беспрепятственного прохождения воздушного потока, закрепляют на ограничителе устройства хомутами. Один конец подсоединяется к крану, а второй на слив. Процесс охлаждения также прост — вода циркулирует по трубке и охлаждает ее, воздушный поток, проходя сквозь самодельное устройство, охлаждается.

Недостаток системы в том, что ее установить можно только на кухне, при этом происходит существенный расход воды.

Изготовление переносного кондиционера

Какая конструкция автокондиционера не пришлась бы вам по душе – для успешного результата нужно чётко придерживаться инструкции изготовления.

Для начала рассмотрим простейшую самодельную охладительную систему, в основе которой находится пластиковый контейнер. В первую очередь, необходимо сделать разметку на крышке пластиковой ёмкости, и по этой разметке вырезать два небольших отверстия под имеющиеся в наличии кулеры. Для этого пригодится обыкновенный острый нож.

Затем, при помощи саморезов, а также винтов, нужно хорошо закрепить кулеры в проделанных вырезах. На этом работа с крышкой не заканчивается – теперь к ней нужно приделать радиатор печки. Здесь всё просто – понадобится вырезать несколько отверстий по периметру, и закрепить радиатор с использованием болтов. Отделить радиатор можно при помощи еще одного куска пластика, вырезанного под размер крышки.

После, на дно контейнера крепится трюмный насос, который затем с помощью шланга присоединяется к первому выводу на радиаторе. Если конструкция крышки ёмкости не предусматривает откидывание, необходимо использовать рояльную петлю, чтобы упростить процесс использования нашего самодельного кондиционера. Также желательно сделать крышку максимально герметичной, дабы вода не просачивалась наружу. Для этого в местах стыков можно прикрепить кусок обычной резины.

На финальном этапе работы нужно подключить провода кулера и насоса к проводам прикуривателя, и на этом сборка кондиционера окончена. Осталось только «заправить» его льдом и холодной водой, чтобы проверить насколько эффективно действует готовая охладительная система.

Автокондиционер с корпусом из пластиковых бутылок делается даже проще, чем предыдущее устройство. Сперва нужно вырезать три простых детали: одна представляет собой бутылку с обрезанным верхом, вторая – это горлышко с отступом в несколько сантиметров, а третья должна быть в виде сплошного кольца с резными краями.

В первых двух нужно сделать небольшие отверстия по кругу – для этого понадобится паяльник или же острое лезвие. Конус с уже готовыми прорезями нужно вставить в «стакан» – это будет основой для нашего автокондиционера.

Теперь следует заняться вентилятором – он вставляется в деталь в форме кольца и тщательно закрепляется липкой лентой. Дальше нужно соорудить импровизированный «раструб» из плотного листа бумаги. Он устанавливает над корпусом и выполняет направляющую функцию – определяет направление струи воздуха из кондиционера.

Затем кладём внутрь несколько крупных кусков льда и включаем питание. Если вентилятор большой – вместо usb-шнура допускается использование батарейки Крона. Это сделает конструкцию еще более удобной в использовании.

И хотя на особую прочность и долговечность такого кондиционера рассчитывать не стоит – всё же он способен хоть на некоторое время поддержать комфортную температуру в салоне машины.

При изготовлении автокондиционера из холодильника я рекомендую сделать отверстие в дверце холодильной камеры. Используя обыкновенный бытовой лобзик, на поверхности выпиливается круг диаметром около 10 сантиметров. Для того, чтобы обеспечить нормальный доступ воздуха, нужно удалить резиновый уплотнитель снизу. Туда вставляется дренажная трубка, которая затем герметизируется с помощью предварительно заготовленного уплотнителя. Также для этого допускается использование монтажной пены.

Затем монтируются вентиляторы, один из которых предназначается для обдувания компрессора нашего автокондиционера, а второй для выдувания прохлады. Для сбора тёплого воздуха по бокам сверлится несколько отверстий.

Установка всех вышеперечисленных самодельных устройств производится в любой части салона машины – главное, чтобы воздух поступал именно туда, куда нужно.

Можно сделать вывод, что конструирование кондиционера для автомобиля своими руками – это очень простое и совсем не затратное дело. Так что если вы ищете доступный способ спасти от зноя себя и своих пассажиров – самодельная охладительная система – это как раз то, что нужно.

Можно ли улучшить работу системы?

Следует собрать нормальный корпус, инвертировать вентилятор с правильной полярностью, развернуть поток в нужном направлении, избавиться от воздушных пробок в радиаторе и надёжно пропаять провода.

Уважаемый читатель, моё тебе пожелание: не сиди дома в такую жару, а уезжай куда-нибудь на море

Различные отзывы по модернизации системы и критика с юмором принимаются с радостью. Если будет повторён мой подвиг, присылайте фотки на мой mail или пишите в комменты.

P.S. В радиатор подача воды должна быть снизу, а «обратка» сверху. Необходим вентиль для спуска воздушных пробок. Эффективная работоспособность при максимальной подаче воды, это понижает температуру на 5 градусов (на подаче 30,1 на «обратке» 24,9 градусов Цельсия).

Почему не получится изготовить портативный кондиционер для авто?

Вообще задумка – очень интересна, вот только на данный момент реализовать ее невозможно. Чтобы разобраться со всем, рассмотрим конструкцию и принцип работы штатного автомобильного кондиционера.

Основными элементами системы кондиционирования авто являются компрессор, испаритель и конденсатор.

Дополнительно в систему включены осушитель и расширительный клапан. Все это соединено в единую герметичную систему, по которой циркулирует хладагент.

Причем указанные составные элементы разбросаны по всей передней части авто, большинство из них установлены в подкапотном пространстве, а испаритель размещен под приборной панелью.

Работает это все так: компрессор приводится в действие от силовой установки (причем он отбирает немало мощности). Работая, этот элемент обеспечивает циркуляцию хладагента по замкнутой системе.

Сначала он, попадает в конденсатор, где переходит в жидкое состояние. Причем этот переход сопровождается активной отдачей тепла в окружающую среду, что и приводит к смене агрегатного состояния хладагента.

После конденсатора хладагент по трубопроводам, через дополнительное оборудование системы, поступает в испаритель.

Там проходит процесс смены состояния вещества – оно снова становиться газообразным. При этом все сопровождается активным поглощением тепла.

А поскольку испаритель размещен под приборной доской, то тепло это он забирает из салона. А забор тепла – это выделение холода, которое затем расходится по салону за счет вентиляторов, установленных перед испарителем.

После испарителя хладагент поступает в компрессор, и весь процесс полностью повторяется.

На схеме наглядно показан принцип работы штатного кондиционера авто:

Из изложенного можно понять, что для нормальной работы кондиционера должен имеется хладагент — вещество, которое очень быстро может менять свое агрегатное состояние (обычно им выступает фреон), причем в достаточном количестве.

Также должна обеспечиваться циркуляция его по системе, которая, в общем-то, не очень маленькая, то есть компрессор должен обладать хорошей мощностью.

И самое главное, хладагенту необходимо куда-то девать забранное из салона тепло.

Существуют, конечно, и монолитные системы. Представителем такой конструкции как раз и является итальянский миникондиционер для грузовиков. У него присутствуют все составные элементы штатного кондиционера, но заключены они в один корпус.

Предположим, что можно создать такую же монолитную конструкцию, работающую от прикуривателя, заправленную фреоном, которая будет еще компактнее и ее можно будет установить в салоне.

Но от этого будет только хуже – хладагент при конденсации будет отдавать тепло в салон, и оборудование будет с одной стороны охлаждать воздух, но с другой — сразу же его и греть. А с учетом того, что от прикуривателя невозможно запитать мощный электродвигатель, который будет приводить в работу компрессор, поэтому циркуляция хладагента будет недостаточно быстрой.

Есть ли смысл приобретать заводскую сплит-систему?

Кондиционеры плотно вошли в жизни людей, особенно тех, которые проживают в южной части страны. Этот аппарат стал одним из самых незаменимых. Но помимо положительных свойств заводские охладители также имеют большое количество недостатков.

К плюсам готовых климатических систем можно отнести:

  • Создание комфортных климатических условий в помещении с любой приемлемой для себя температурой;
  • Фильтрация поступаемого воздуха:
  • Наличие увлажнителей и ионизаторов во многих современных аппаратах, которые поддерживают микроклимат в жилом помещении;

Этих трех преимуществ достаточно для покупки сплит-системы в разгар жаркого лета.

Но необходимо учесть и некоторые минусы:

  • Современные сплит-системы требуют грамотного ухода, регулярной очистки. Если своевременно не прочищать устройство, на его деталях происходит размножение грибков, патогенных микроорганизмов, которые вместе с выделяемыми воздушными массами попадают в жилое помещение и провоцируют развитие аллергических реакций;
  • Несмотря на гарантию качества, многие современные сплит-системы требуют регулярного сервисного обслуживания. Мастера смогут вовремя увидеть нарушение в работе аппарата и предотвратить его дальнейшую поломку;
  • Заводской охладитель потребляет достаточное количество энергии, поэтому в летнее время платить за электричество придется больше;
  • Устарелые модели кондиционеров, которые не оснащены встроенными увлажнителями, при частой работе приводят к уменьшению процента влажности воздуха в помещении. Это может негативно сказаться на состоянии кожи, органов зрения, слизистой носоглотки;
  • Из-за частой работы заводского охладителя на самых низких показателях температуры увеличивается вероятность развития простудных патологий.

Справка! Также если не прочищать кондиционер своевременно от пыли, при его включении дом может наполниться неприятным запахом, от которого будет сложно избавиться.

Оценив плюсы и минусы, заводских сплит-систем, можно решать, стоит ли приобретать подобные устройства или можно попытаться обойтись без них.

Источники
  • https://remam.ru/vozdsys/kak-sdelat-avtokonditsioner-svoimi-rukami.html
  • https://7vaz.ru/tjuning/ustanovka-kondicionera-na-vaz-2107-svoimi-rukami.html
  • https://AutoTopik.ru/gadjet/1224-kondicioner-ot-prikurivatelya-na-12-volt.html
  • https://izobreteniya.net/sdelali-udivitelnyj-konditsioner-iz-plastikovyh-butylok/
  • https://y-mastera.ru/garazh/kondicioner-iz-plastikovyh-butylok.html
  • https://dsp-market.ru/avto/kondicioner-v-svoimi-rukami.html
  • https://ptbnn.ru/oborudovanie/avtokonditsioner-ot-prikurivatelya-svoimi-rukami.html

Kristian
Оцените автора