Что такое вариатор

Print

Что такое вариатор

Что такое вариаторЧто такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача. Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала. В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что является одним из его недостатков. 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 

Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и «вклинивается» в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним.

 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 

Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя — тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:

Двигатель не запущен.

 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 
Малые обороты двигателя.

 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 
Средние обороты двигателя.

 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 
Максимальные обороты двигателя.

 

Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 

 

На рисунках показаны также положения клиновидного ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных режимах работы двигателя.

Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто!
Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
Ведущий центробежный шкив вариатора.

1 — неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.

Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).
Ведомый шкив.

От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.

Существуют также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и «тупо» набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных — под пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс такого устройства — ремень служит дольше.

Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.
Удачи!
Что такое вариаторЧто такое вариатор Вариатор – это механическая бесступенчатая передача Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор Он состоит из ведущего шкива ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя не реагируя на нагрузки например при подъеме в гору нагрузка на заднее колесо увеличивается а передаточное число остается неизменным что является одним из его недостатков

 

Коды, устройства, схемы

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы