Ни горячо, ни холодно

Print

Ни     горячо, ни холодно

Ни горячо, ни холодно 

В мартовском номере журнала Мото, за 2002 год, опубликована статья Александра Лебедева «КАЛИЛЬНОЕ ЧИСЛО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ». Привожу ниже текст статьи:

Всего лишь «барахлит свеча…» А вот вам цена «всего лишь». Вы пошли на обгон, но навстречу — ну, бывает, что слона не приметишь — фура-дальнобой. Понятно, вы, водитель-ас переходите на пониженную передачу и даете полный «газ» — надо быстро завершить маневр. А движок теряет тягу, а то и вовсе клинит. Остается молиться Богу, чтобы водитель фуры ушел от лобового столкновения, и на этом свете осталось нечто большее, чем ваш мокрый отпечаток на бампере. Причина трагической ситуации — калильное зажигание: несанкционированное воспламенение смеси из-за перегретого электрода или изолятора свечи. Хорошо, если сгорит только свеча. Хуже, когда не устоит поршень, — прогорит и заклинит двигатель. Нефорсированныи мотоцикл-тихоход проработает с «калилкой» несколько минут, а вот высокооборотный движок не продержится и 20 секунд. Как назло, первые признаки «калилки» «размазаны»: поди, распознай в реве мотора, работающего на больших оборотах, стуки в цилиндрах и тем более падение мощности на 10-15%. Вот и «здравствуй», фура !

КАК ВЫБИРАТЬ?

Свеча бывает слишком «горяча» для двигателя. Поэтому устанавливать надо ту, что рекомендует изготовитель мотоцикла. На что следует обращать особое внимание при покупке? Главное

— правильно подобрать длину, шаг и диаметр резьбы, а также калильное число. Вопрос — как? Цифра на изоляторе (или цоколе) (рис. 1) обозначает время, после которого начинается самопроизвольное зажигание.

 

Ни горячо, ни холодно

 

Чем больше секунд (это, читай, и есть калильное число), тем свеча «холоднее». Маркировка, принятая у отечественных производителей, формируется иначе (рис. 2),

 

Ни горячо, ни холодно

Рис.2.

Зависимость калильного числа свечи зажигания от литровой мощности двигателя:

а — форсированные двигатели с воздушным охлаждением; б – среднефорсированные 4- и 2-тактные движки; в — дефорсированные 4-тактные «водянки»; Nn — литровая мощность двигателя.

«наше» число примерно в 10 раз меньше, чем обозначение в «их» секундах. Но все вовсе запуталось в последнее время. С 2001 года зарубежные фирмы начали вводить собственные условные обозначения, причем каждая — свое. Как в наступившем хаосе разобраться покупателю? Пользуйтесь каталогом ведущих фирм или, по меньшей мере, сверьтесь с приведенной таблицей — чтобы вам не втюхали «калилку».

 

 

APS

 

 

Autolite

 

 

Beru

 

 

Bosch

 

 

Brisk

 

 

Champion

 

 

Eyquem

 

 

NGK

 

 

Nippon Denso

 

 

(Россия)

 

 

(Франция)

 

 

(Германия)

 

 

(Германия)

 

 

(Чехия)

 

 

(США)

 

 

(Франция)

 

 

(Япония)

 

 

(Япония)

 

 

 

А11

 

 

425

 

 

14-9 А

 

 

W9A

 

 

N19

 

 

L 86

 

 

406

 

 

B 4 H

 

 

W 14 F

 

 

 

А14В, А14В-2

 

 

275

 

 

14-8 В

 

 

W8B

 

 

N17Y

 

 

L92Y

 

 

550S

 

 

BP5H

 

 

W16FP

 

 

 

А 14 ВМ

 

 

275

 

 

14-8BU

 

 

W8BC

 

 

N17YC

 

 

L92YC

 

 

C32S

 

 

BP5HS

 

 

W16FP-U

 

 

 

А17В

 

 

273

 

 

14-7В

 

 

W 7 B

 

 

N 15 Y

 

 

L87Y

 

 

600S

 

 

BP6H

 

 

W20FP

 

 

 

А23-2

 

 

4092

 

14-5А

 

 

W 5 A

 

 

N12

 

 

L82

 

 

 

 

 

B8H

 

 

W24FS

 

 

 

А23В

 

273

 

14-5В

 

W5B

 

N12Y

 

L82Y

 

755

 

BP8H

 

W24FP

 

 

 

Соотносятся потенциал свечи и «мускулистость» двигателя (рис. 1) в зависимости от его литровой мощности  (отношение номинальной мощности в лошадиных силах к рабочему объему цилиндров в литрах). Для 4-тактных двигателей с жидкостным охлаждением ориентир — нижняя часть графика. Для воздушников и форсированных двигателей калильное число следует выбирать в средней части зоны. Свечу к 2-тактным двигателям с воздушным охлаждением ищите в верхней части графика.

Но все старания пойдут насмарку, если вы не обратите внимание на длину резьбы в отверстии головки цилиндра. Когда длина резьбы свечи больше, чем в головке, то ее корпус будет выступать в камере сгорания, тогда при работе под нагрузкой начнется перегрев электродов, а там недолго и до «калилки». Она, уж будьте уверены, оплавит кромки резьбы и повредит саму головку цилиндра. «Утопленная» свеча (с короткой резьбовой частью) вызовет нестабильность работы движка.

ПРОВЕРЬТЕ В ДВИГАТЕЛЕ

После пробега 300-350 км выкрутите свечи, пометьте их «принадлежность» к цилиндрам. Осмотрите: если изолятор светло-коричневый или светло-серый (фото 1) — значит, калильное число выбрано правильно.

 

Ни горячо, ни холодно

Черный матовый нагар на электродах и корпусе (фото 2) свидетельствует, что двигатель либо потреблял переобогащенную смесь, либо слишком велико калильное число (свеча «холодна»). Если с регулировкой питания все в норме, — мотору требуется более «горячая» свеча.

 

Ни горячо, ни холодно

 

Блестящий маслянистый нагар черного цвета (фото 3) — «улика» против масла: оно проникало в камеру сгорания, где ему совсем не место. Так что готовьтесь к капремонту.

 

Ни горячо, ни холодно

Изолятор снежно-белый (рис. 4) — признак другой опасности: свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме. Причины: слишком раннее зажигание, переобеднение или «горячая» свеча.

 

Ни горячо, ни холодно

 

После продолжительного контакта с бензином,передозированного присадками, свеча покрывается цветным налетом (фото 5, 6). Больше не заправляйтесь на АЭС, услугами которой пользовались до сих пор, — замучаетесь чистить свечи.

 

Ни горячо, ни холодно

Почему нельзя «задушить» «калилку», установив заведомо «холодные» свечи? Беда в том, что при низкой температуре изолятора не происходит процесса его самоочищения. Внутренности свечи покрываются нагаром, в котором «растворится» даже самая мощная искра. Результат — сначала вы получите сюрприз в виде повышенного расхода топлива, потом возникнут перебои в работе мотора, и в конце концов он объявит бессрочную забаставку и откажется запускаться.

КАКОЙ КОНСТРУКЦИИ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?

Большинство фирм последнее время выпускают свечи с биметаллическим центральным, а иногда и боковыми электродами (медными, покрытыми жаростойким материалом). Свеча перестает «температурить» при достаточно большой поверхности конуса изолятора. В результате одна марка охватывает по тепловым характеристикам две-три марки свечей старой конструкции. Другое оригинальное решение — изготовленный из платины центральный электрод, не выступающий над изолятором (фото 7).

 

Ни горячо, ни холодно

 

Встречаются и свечи с наплавленными платиновыми контактами. Ресурс новинок доведен до 60-90 тыс. км пробега экипажа. Правда, они стоят дорого —

Ни горячо, ни холодно

 

Коды, устройства, схемы

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы