Ни горячо, ни холодно

Ни горячо, ни холодно
В мартовском номере журнала Мото, за 2002 год, опубликована статья Александра Лебедева «КАЛИЛЬНОЕ ЧИСЛО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ». Привожу ниже текст статьи:
Всего лишь «барахлит свеча…» А вот вам цена «всего лишь». Вы пошли на обгон, но навстречу — ну, бывает, что слона не приметишь — фура-дальнобой. Понятно, вы, водитель-ас переходите на пониженную передачу и даете полный «газ» — надо быстро завершить маневр. А движок теряет тягу, а то и вовсе клинит. Остается молиться Богу, чтобы водитель фуры ушел от лобового столкновения, и на этом свете осталось нечто большее, чем ваш мокрый отпечаток на бампере. Причина трагической ситуации — калильное зажигание: несанкционированное воспламенение смеси из-за перегретого электрода или изолятора свечи. Хорошо, если сгорит только свеча. Хуже, когда не устоит поршень, — прогорит и заклинит двигатель. Нефорсированныи мотоцикл-тихоход проработает с «калилкой» несколько минут, а вот высокооборотный движок не продержится и 20 секунд. Как назло, первые признаки «калилки» «размазаны»: поди, распознай в реве мотора, работающего на больших оборотах, стуки в цилиндрах и тем более падение мощности на 10-15%. Вот и «здравствуй», фура !
КАК ВЫБИРАТЬ?
Свеча бывает слишком «горяча» для двигателя. Поэтому устанавливать надо ту, что рекомендует изготовитель мотоцикла. На что следует обращать особое внимание при покупке? Главное
— правильно подобрать длину, шаг и диаметр резьбы, а также калильное число. Вопрос — как? Цифра на изоляторе (или цоколе) (рис. 1) обозначает время, после которого начинается самопроизвольное зажигание.
Чем больше секунд (это, читай, и есть калильное число), тем свеча «холоднее». Маркировка, принятая у отечественных производителей, формируется иначе (рис. 2),
Рис.2.
Зависимость калильного числа свечи зажигания от литровой мощности двигателя:
а — форсированные двигатели с воздушным охлаждением; б – среднефорсированные 4- и 2-тактные движки; в — дефорсированные 4-тактные «водянки»; Nn — литровая мощность двигателя.
«наше» число примерно в 10 раз меньше, чем обозначение в «их» секундах. Но все вовсе запуталось в последнее время. С 2001 года зарубежные фирмы начали вводить собственные условные обозначения, причем каждая — свое. Как в наступившем хаосе разобраться покупателю? Пользуйтесь каталогом ведущих фирм или, по меньшей мере, сверьтесь с приведенной таблицей — чтобы вам не втюхали «калилку».
APS
Autolite
Beru
Bosch
Brisk
Champion
Eyquem
NGK
Nippon Denso
(Россия)
(Франция)
(Германия)
(Германия)
(Чехия)
(США)
(Франция)
(Япония)
(Япония)
А11
425
14-9 А
W9A
N19
L 86
406
B 4 H
W 14 F
А14В, А14В-2
275
14-8 В
W8B
N17Y
L92Y
550S
BP5H
W16FP
А 14 ВМ
275
14-8BU
W8BC
N17YC
L92YC
C32S
BP5HS
W16FP-U
А17В
273
14-7В
W 7 B
N 15 Y
L87Y
600S
BP6H
W20FP
А23-2
4092
14-5А
W 5 A
N12
L82
B8H
W24FS
А23В
273
14-5В
W5B
N12Y
L82Y
755
BP8H
W24FP
Соотносятся потенциал свечи и «мускулистость» двигателя (рис. 1) в зависимости от его литровой мощности (отношение номинальной мощности в лошадиных силах к рабочему объему цилиндров в литрах). Для 4-тактных двигателей с жидкостным охлаждением ориентир — нижняя часть графика. Для воздушников и форсированных двигателей калильное число следует выбирать в средней части зоны. Свечу к 2-тактным двигателям с воздушным охлаждением ищите в верхней части графика.
Но все старания пойдут насмарку, если вы не обратите внимание на длину резьбы в отверстии головки цилиндра. Когда длина резьбы свечи больше, чем в головке, то ее корпус будет выступать в камере сгорания, тогда при работе под нагрузкой начнется перегрев электродов, а там недолго и до «калилки». Она, уж будьте уверены, оплавит кромки резьбы и повредит саму головку цилиндра. «Утопленная» свеча (с короткой резьбовой частью) вызовет нестабильность работы движка.
ПРОВЕРЬТЕ В ДВИГАТЕЛЕ
После пробега 300-350 км выкрутите свечи, пометьте их «принадлежность» к цилиндрам. Осмотрите: если изолятор светло-коричневый или светло-серый (фото 1) — значит, калильное число выбрано правильно.
Черный матовый нагар на электродах и корпусе (фото 2) свидетельствует, что двигатель либо потреблял переобогащенную смесь, либо слишком велико калильное число (свеча «холодна»). Если с регулировкой питания все в норме, — мотору требуется более «горячая» свеча.
Блестящий маслянистый нагар черного цвета (фото 3) — «улика» против масла: оно проникало в камеру сгорания, где ему совсем не место. Так что готовьтесь к капремонту.
Изолятор снежно-белый (рис. 4) — признак другой опасности: свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме. Причины: слишком раннее зажигание, переобеднение или «горячая» свеча.
После продолжительного контакта с бензином,передозированного присадками, свеча покрывается цветным налетом (фото 5, 6). Больше не заправляйтесь на АЭС, услугами которой пользовались до сих пор, — замучаетесь чистить свечи.
Почему нельзя «задушить» «калилку», установив заведомо «холодные» свечи? Беда в том, что при низкой температуре изолятора не происходит процесса его самоочищения. Внутренности свечи покрываются нагаром, в котором «растворится» даже самая мощная искра. Результат — сначала вы получите сюрприз в виде повышенного расхода топлива, потом возникнут перебои в работе мотора, и в конце концов он объявит бессрочную забаставку и откажется запускаться.
КАКОЙ КОНСТРУКЦИИ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?
Большинство фирм последнее время выпускают свечи с биметаллическим центральным, а иногда и боковыми электродами (медными, покрытыми жаростойким материалом). Свеча перестает «температурить» при достаточно большой поверхности конуса изолятора. В результате одна марка охватывает по тепловым характеристикам две-три марки свечей старой конструкции. Другое оригинальное решение — изготовленный из платины центральный электрод, не выступающий над изолятором (фото 7).
Встречаются и свечи с наплавленными платиновыми контактами. Ресурс новинок доведен до 60-90 тыс. км пробега экипажа. Правда, они стоят дорого —
Related Posts
-
Выбор и настройка карбюратора на скутере
~ Коды, устройства, схемы
11 April, at 06 : 45 AM
-
Устройство глушителя четырехтактного скутера
~ Коды, устройства, схемы
31 March, at 08 : 47 AM
-
Устройство и принципы работы сцепления
~ Коды, устройства, схемы
31 March, at 08 : 27 AM
-
Изготовление Ветрового Стекла
~ Коды, устройства, схемы
31 March, at 08 : 13 AM