Мототехника как объект угона

Print

Мототехника как объект угона

Мототехника как объект угона Автор: Владимир В. Федоров 19.04.2006 Источник: scooteristspb Давно прошли те времена, когда мотоцикл или мотороллер (скутер) можно было спокойно оставить во дворе, просто вынув ключ из замка зажигания или повесив замок на колесо. Сейчас российские города просто переполнены всяческими моральными уродами, которые если и не угонят Ваш аппарат – так обязательно его искорежат, проколют шины и отломают зеркала. К тому же современный мотоцикл или скутер в России до сих пор является экзотикой и вызывает повышенное внимание прохожих, особенно детей – а те с поразительной непосредственностью начинают вертеть ручки и щелкать переключателями, что также не способствует сохранности техники.

Да и в смысле угона не чувствуют себя в безопасности ни обладатель навороченного спортбайка с ценой в несколько десятков килобаксов, ни скромный владелец подержанного корейского скутера или изделия отечественного мотопрома. Разница только в том, что у первого аппарат угонят скорее всего «профессионалы» на продажу или запчасти, а у второго «гопники» — чтобы покататься и скинуть в ближайший пруд. Поэтому проблемой обеспечения сохранности своих «двухколесных друзей» обеспокоены буквально все их владельцы.

Иммобилайзер или сигнализация?
Если Вы не знаете, чем они отличаются – вот простая классификация:

— Задача сигнализации – «орать» при любом покушении на Вашу собственность, отпугивая пугливых и сообщая Вам о факте покушения.
— Задача иммобилайзера – не позволить угонщику уехать на Вашем аппарате, укатить его и так далее, то есть обездвижить аппарат.

Технология угона мототехники (скутера, мотоцикла, мокика) значительно отличается от той, что применяется для угона автомобилей. Разница обусловлена прежде всего разной мобильностью объектов угона – автомобиль, обездвиженный несколькими системами иммобилайзеров (включая надежные механические замки руля и КПП), можно быстро угнать только методом погрузки в эвакуатор или специально подготовленный трейлер (что, согласитесь, канительно и достаточно заметно), в то время как скутер или легкий мотоцикл можно голыми руками забросить в кузов любой «Газели» или просто утащить в ближайший подвал, где и разобрать на кусочки.

Поэтому единственный реально полезный для двухколесного друга «иммобилайзер» — это старая добрая такелажная цепь (толстые звенья, лучше каленая) с амбарным замком (диаметр «сырой» дужки не менее 10 мм или каленая дужка 6 мм), которую пропускают сквозь раму, колесо и ближайший массивный предмет (например, батарею отопления в подъезде). Разного же рода китайские мотозамки на руль или колесо даже не стоит всерьез обсуждать – это, может быть, еще помогает в Японии или на глухих задворках Европы (где и двери домов частенько не запирают, между прочим), но в России давно вызывает лишь смех.

В то же время роль сигнализации как средства защиты «двухколесного друга» гораздо выше, чем аналогичная ее роль в случае с автомобилем. Причин тому несколько, и основная – опять же в различной мобильности. Вы можете поставить свой скутер или мотоцикл значительно ближе к собственному жилью (или магазину, в который пошли за покупками) – что означает Вашу более быструю реакцию на срабатывание сигнализации и меньшее время для совершения угона злоумышленником. Кроме того, пищащие и воющие сигнализацией автомобили уже примелькались, окружающие просто не обращают на них внимания – в то время как гудящий и мигающий огнями скутер или мотоцикл большинству в новинку (многие вообще не подозревают, что двухколесные аппараты могут иметь сигнализацию), поэтому и такой аппарат, и ковыряющийся в нем субъект вызывают повышенное внимание (которое угонщику совершенно ни к чему, ибо означает наличие множества свидетелей преступления и, соответственно, реальные перспективы на продолжительный отдых за решеткой).

К тому же срабатывающая сигнализация – хороший способ отпугнуть любителей покрутить ручки на чужом аппарате, а также неплохое средство против вандалов, ломающих и портящих все более красивое, чем привычный им антураж «места жительства» на помойной куче.

Что поставить?
До последнего времени любителям мототехники приходилось устанавливать на свои аппараты автомобильные сигнализации (благо любой современный мотоцикл или скутер имеют бортовую электросеть с 12-вольтовым аккумулятором). Такое решение, конечно, вполне работает – однако имеет ряд недостатков:

1. Габариты. На скутере или мотоцикле намного меньше места для размещения самой сигнализации, ее датчиков, исполнительных реле и сирены, чем в автомобиле.
2. Питание. Емкость аккумулятора типичного скутера или легкого мотоцикла в 10 раз меньше, чем на автомобиле. Это означает, что сигнализация в дежурном режиме посадит аккумулятор в 10 раз быстрее, если не принять специальных мер по снижению потребляемого ей тока.
3. Избыточность. Слишком много внимания в типичных автосигнализациях уделено функциям иммобилайзера (блокировок двигателя и т.д.), практически бесполезным для легкого мотоцикла или скутера, в ущерб собственно функциям обнаружения проникновения и сигнализации об этом. Кроме того, слишком много внимания в автосигнализациях уделено контактным датчикам (открытия дверей, капота и багажника) – бесполезным на мотоцикле или скутере.
4. Несоответствие алгоритмов. Автомобильные сигнализации часто имеют алгоритмы активации, основанные на закрытии дверей и иных подобных деталей, отсутствующих на двухколесных транспортных средствах.
5. Компоновочные проблемы. Датчики автосигнализаций спроектированы для установки в салоне легковых автомобилей, имеющем большие размеры (соответственно рассчитаны их рабочие зоны), сухом и защищенном от пыли и грязи, имеющем замкнутый каркас в основном из металлических панелей. В таком салоне не является проблемой разнести датчики (не имеющие, как правило, пыле- и влагозащиты), основной блок сигнализации и вспомогательные устройства (например, пейджер) при возникновении взаимных помех. Совсем другое дело на мотоцикле или скутере – его рама лишь отчасти прикрыта пластиковыми панелями, не обеспечивающими защиты установленной под ними электроники от влаги, пыли и грязи. Вдобавок рама весьма компактна – так что даже просто найти место для установки всех модулей сигнализации непросто, а если к этим местам предъявляются какие-либо повышенные требования (например, отсутствие значительных вибраций и нагрева, или строго горизонтальное положение датчика), то установка автосигнализации может превратиться в настоящую головоломку.

Из всего этого клубка проблем до последнего времени приходилось выкручиваться, компонуя систему из разнородных датчиков и блоков, более-менее подходящих для мототехники. К счастью, известная своими инновациями питерская фирма Magic Systems) обратила внимание на эту проблему и выпустила специализированную мотосигнализацию MS-Bike, имеющую ряд важных отличий от автомобильных образцов:

1. Очень низкий ток потребления в режиме охраны (около 2,5 mA без дополнительных датчиков – то есть обычного мотоаккумулятора 5A/ч хватит на 2000 часов дежурного режима, а это почти три месяца);
2. Компактный базовый блок – при этом со встроенными датчиком удара и мощными силовыми реле сирены и световых сигналов (то есть основной блок обеспечивает минимальную функциональность без всяких внешних реле и датчиков);
3. Можно подключить дополнительные датчики (микроволновый датчик и датчик наклона), а также контактные датчики (например, закрытия багажника). Также возможно подключение пейджера;
4. Динамический код брелка Keeloq, до 5 брелков. Радиоканал брелка позволяет удобную скрытую установку основного блока, дальность действия – до 50 м;
5. Основной блок не имеет никаких органов управления (переключателей и резисторов), он полностью конфигурируется и управляется с брелка – то есть может быть установлен в таком месте, куда доступ крайне затруднен.

Всяких функций и опций, как всегда у Magiс Systems, вагон и маленькая тележка:

Охраняемые зоны мотосигнализации:
— двухуровневый встроенный датчик удара с дистанционной регулировкой чувствительности;
— контактный выключатель багажника;
— зона замка зажигания.

Охранные функции:
— блокировка двигателя от несанкционированного запуска;
— динамический код брелока Keeloq;
— энергонезависимая память состояния системы;
— тревога при слабом ударе;
— тревога при сильном ударе;
— тревога от концевого выключателя;
— тревога при подаче зажигания;
— возможность передачи сигналов тревоги на пейджер;
— автоматическое взятие под охрану отключённой контактной зоны охраны при самовосстановлении неисправного контактного выключателя;
— тревога при приближении к мотоциклу от микроволнового датчика (требует доп. датчика) ;
— тревога при попытке наклонить или покатить мотоцикл от датчика наклона (требует доп. датчика);
— включение и выключение режима охраны со звуковыми и световыми сигналами подтверждения;
— бесшумная постановка/снятие с охраны;
— светодиодная индикация и звуковая индикация факта тревоги в режиме охраны (память тревог);
— включение режима охраны с отключённым датчиком удара;
— отключение внешней зоны микроволнового датчика при постановке на охрану (для двухзонных датчиков);
— автовозврат в режим охраны (защита от случайного снятия с охраны);
— режим «паника»;
— установка чувствительности датчика удара с брелока;
— прерывание любой тревоги с брелока без изменения режима охраны;
— индикация количества разных брелков в памяти системы;
— предупреждение о несанкционированном вводе брелка.

Внешний вид базового блока и двух вариантов брелков показан на рис.1. Кроме них, в базовый комплект входят 4 жгута проводов (см. рис.2) с «секретной кнопкой» и двухцветным светодиодом. Фактически, это все, что Вам понадобится для реализации минимального комплекта сигнализации, если Вас устраивает использовать в качестве сирены штатную «бибикалку» скутера или мотоцикла. Ну а если не устраивает – стоит (поверьте, еще как стоит!) потратить дополнительные 5$ на компактную пьезосирену. Она, конечно, занимает прилично по меркам мототехники места – но свою цену отработает на полную катушку.

Рис.1 Базовый комплект сигнализации MS-Bike с двумя брелками (E – влагозащищенный, F — обычный). Кликните на картинке для увеличения.

Мотосайт Севастополя

Среди прочего обращает на себя внимание отказ конструкторов экономить на технологических разъемах – ведь все жгуты можно было бы наглухо впаять в плату (как это и делается на некоторых дешевых сигнализациях), наплевав на неудобство установки и замены модуля. Ан нет – сделано, как правильно, а не как дешевле. В результате основной блок имеет четыре разъема (см. рис.1). Разъем А служит для подключения сильноточных исполнительных цепей (силовые +12 вольт, указатели поворотов и цепь иммобилизации), разъем B – для остальных сигналов (включая массу и +12 вольт для питания электроники), разъем D – для подключения секретной кнопки, разъем C – для подключения двухцветного светодиода.

Рис.2 Кабели, входящие в базовый комплект MS-Bike. А – секретная кнопка с проводом, D – сигнальный светодиод с проводом, C – кабели силовых цепей и блокировки, B – кабели сигнальных цепей. Кликните на картинке для увеличения.

Мотосайт Севастополя

Внутри базовый блок MS-Bike демонстрирует современные технологии (SMD-монтаж, микропроцессорное управление, достаточно продвинутая элементная база) – см. рис.3. Основной объем маленького пластмассового корпуса занимают силовые реле (для своей мощности они также весьма компактны), электроника же ужата почти до предела, как будто блок проектировали для космического спутника. Ну что же – конструкторы сделали все, что могли, для облегчения монтажа блока в условиях мотоциклетной тесноты.

Рис.3 Базовый блок сигнализации MS-Bike со снятым кожухом.

Мотосайт Севастополя

Встроенный датчик удара весьма неплох – для столь легкого и не слишком устойчивого объекта, как скутер или мотоцикл, он обеспечивает вполне достаточную защиту от посягательств. При установке на легкий скутер Yamaha Jog (см. референсную установку) даже при средней чувствительности датчика (=4) достаточно лишь слегка задеть кожух или руль аппарата – и тут же поднимается такой вой, как будто вандалы начали крушить скутер кувалдами.

Фирменная фенечка датчика удара Magic Systems — двухзонная реакция на воздействие, оказалась довольно удачной находкой. При небольшом толчке (чуть тронули аппарат) сигнализация отзывается коротким предупредительным сигналом («не трогай – а то заору как следует»), а при попытке снять аппарат с подножки или открыть какую-либо крышку сразу начинает голосить во всю силу. Кроме того, сигнализация MS-Bike умеет автоматически снижать чувствительность датчика удара – после пяти срабатываний подряд чувствительность датчика занижается, а если срабатывания продолжаются еще пять раз – датчик полностью выключается. Также чувствительность датчика можно изменять дистанционно с брелка. Это действительно полезно — вот реальный пример: скутер припаркован на обочине дороги, на которой имеется приличная колдобина, и каждый проезжающий мимо КАМАЗ вызывает срабатывание датчика удара сигнализации. К счастью, брелок Magic Systems имеет большую дальность действия (до 50 метров стандартный, до 150 метров специальный усиленный) – так что не составляет никакой проблемы уменьшить чувствительность датчика, не выходя из дома. Кроме того, специально для подобных случаев MS-Bike имеет режим установки на охрану с пониженной чувствительностью датчика удара (обратите внимание, что при этом одновременно отключается внешняя зона микроволнового датчика — если он установлен).

В целом, как я уже говорил, встроенный датчик обеспечивает вполне приличную защиту «двухколесного друга», однако требует внимательного отношения при парковке на улице вблизи источников вибрации (плохие дороги, трамваи и т.д.) – чтобы не будить соседей воем среди ночи. Эту проблему в большой мере решает использование совместно с датчиком удара дополнительного микроволнового датчика.

В качестве дополнительных датчиков для MS-Bike наибольший смысл имеют датчик наклона MS-TL (производства самой Magic Systems) и микроволновый датчик MWS-2A (тайваньской фирмы Falcon) – см. рис.4.

Рис.4 Дополнительные датчики, расширяющие возможности сигнализации (A – датчик наклона MS-TL, B – двухзонный микроволновый датчик Falcon MWS-2A).

Мотосайт Севастополя

Рис.5 Датчик микроволновый Falcon MWS-2A со снятым кожухом.

Мотосайт Севастополя

Двухзонный датчик Falcon MWS-2A хорошо известен по автосигнализациям и представляет из себя опробованную, надежную конструкцию – одну из лучших в своем классе. Он реагирует на приближение любого проводящего объекта (человека, автомобиля) на весьма приличном расстоянии (впрочем, это регулируется). Его диаграмма чувствительности представляет из себя грушеобразную фигуру с максимумом чувствительности в сторону, противоположную разъему для подключения кабеля.

При правильной установке Falcon MWS-2A является отличным дополнением к базовому блоку сигнализации MS-Bike, не только вызывая тревогу при попытке подойти вплотную к аппарату, но и обеспечивая предупредительное срабатывание («кваканье») в дальней зоне – то есть отгоняя зевак без раздражения окружающих воем сирены. Кроме того, при использовании микроволнового датчика можно существенно снизить чувствительность датчика удара, не опасаясь ослабить защиту Вашего «двухколесного друга».

Рис.6 Датчик наклона MS-TL со снятым кожухом.

Мотосайт Севастополя

Датчик наклона MS-TL является относительной новинкой и представляет из себя настоящий триумф Hi-Tech технологии (поскольку базируется на специальной микросхеме фирмы Analog Devices, именуемой в техническом обиходе пьезогироскопом). Характеристики MS-TL на порядок лучше, чем у любого распространенного конкурента – он реагирует на наклон всего в 0.5 углового градуса по любой оси, причем не требует для своей работы близкого к горизонтальному положения (фактически, зона нечувствительности все-таки есть, но она очень узкая и находится в районе 90 градусов от плоскости основания датчика – то есть тогда, когда скутер или мотоцикл будут лежать на боку). Датчик автоматически калибруется в течение 40 секунд, принимая свое текущее положение за истинный горизонт, и далее отвечая сигналом тревоги на любое (даже очень плавное) изменение наклона. После выдачи сигнала тревоги датчик заново калибруется примерно за 15-20 секунд, принимая новое положение за горизонт, и опять ловит изменения наклона. Встроенный фильтр убирает ложные срабатывания датчика, вызываемые сотрясением почвы или ударами.

Датчик MS-TL весьма дорогой – но очень эффективен ввиду своей безумно высокой чувствительности и продвинутого интеллекта. С другой стороны, эта же чувствительность создает в случае мотоцикла или скутера некоторые проблемы – датчик ловит малейшие просадки грунта под подножкой, вызывая ложные тревоги, поэтому снабженный таким датчиком аппарат следует парковать на прочном (асфальтовом, каменном или бетонном) покрытии. Кроме того, иногда датчик ловит даже покачивания аппарата от сильных порывов ветра. Что поделать – у всякого плюса есть своя цена.

Рис.8 Такой вот наборчик – мечта мотоциклиста (сигнализация MS-Bike, два брелка, датчики наклона и микроволновый).

Мотосайт Севастополя

 

Полезные советы для владельцев скутера

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы