Есть ли жизнь на Марсе?

Print

Есть ли жизнь на Марсе?

Автор: Владимир Завьялов 09.02.2006 Источник: Моторевю Есть ли жизнь на Марсе?

Стенд Michelin на Миланском мотосалоне был увенчан диковинкой: скутерными шинами без… воздуха! А несколькими месяцами ранее известный концерн провёл презентацию этой технологии применительно к автомобильным колёсам. Вытеснит ли она традиционные пневматические шины?

БЕЗ ВОЗДУХА И ПРОБЛЕМ
«Настоящие революции в мире передвижения происходят лишь раз в 100 лет», — говорит Терри Геттис, президент американского центра исследований и развития компании Michelin. И продолжает: «Однако мы уже вошли в новый век, и вот технология Tweel претендует на такую революцию…». Эти слова звучали во время презентации компании Michelin на автосалоне в Детройте, которая проходила как раз в начале минувшего 2005 года.

Тогда компания представила сразу две новинки, задающие ключевой ориентир для дальнейшего развития шинной индустрии. «Какой?» — спросите вы. Простой до невозможного — сделать колесо без воздуха. А сможет ли колесо прожить без воздуха?

Воздух стоит на службе привычного всем колеса уже долгое время и, надо сказать, со своей главной задачей — гасить удары от неровностей дорожного полотна — справляется очень неплохо. Однако, как всегда, находится и своё «но». Воздух сыграет вам хорошую службу, лишь пока он заперт герметичным сочленением диска и шины, ну или по старинке- резиновыми стенками камеры. А стоит появиться в этой «железной» ограде хоть маленькой дырочке, как верные доселе молекулы навсегда вырвутся на свободу. Из-за этой ложки дёгтя происходят и многие хорошо известные на практике сложности эксплуатации пневматических шин. От необходимости регулярно проверять давление до невозможности эксплуатации проколотой шины. И мотоциклисты здесь, на мой взгляд, в куда худшем положении.

Во-первых, колеса всего два, поэтому выход из строя даже одного быстро и серьёзно сказывается на способности к передвижению. Во-вторых, места для «запаски» не предусмотрено — ей могли пощеголять лишь мотороллеры «старой школы».

А чтобы избавиться от этих недостатков, путь только один: нужно исключить воздух из конструкции колеса. Именно такую задачу и поставили перед собой инженеры компании Michelin. Но возможно ли это? Будет ли «жить» колесо без воздуха? Пожалуй, лучшими аргументами при ответе на такой вопрос будут имеющиеся наработки компании. Таких на сегодняшний день, по крайней мере, две: упомянутая технология Tweel, а также не менее интересная Airless.

Последняя нам особенно интересна, так как на прошедшей в середине ноября выставке EICMA в Милане представители Michelin взбудоражили своей идеей отправить воздух в заслуженный отпуск уже и двухколёсный мир. На растерзание публике выставили мотоциклетное колесо, выполненное с использованием технологии Airless. Но самое главное — с какой стороны Michelin подошли к миру двух колёс! Кому, на ваш взгляд, из всей мотобратии такое инновационное решение, как колесо без воздуха, интереснее всего? Представители какого направления отличаются наибольшей беспечностью и пофигизмом в хорошем смысле? Чопперисты? Возможно, отчасти, но они не скоро променяют свои пафосные спицованные хромированные колёса на безвоздушный «хайтек» никак не раньше, чем тракторные длинноходные моторы на визжащие короткоходные от спортбайков… Правильный ответ — скутеристы!

Им разработка Michelin должна прийтись по душе! Во-первых, это лишает их ещё одной очередной заботы (коих у скутеристов и так немного) — постоянно подкачивать шины или же тратить время в случае прокола. Во-вторых, это «хайтек» в ярком его проявлении. (А уж чего ни сделают скутеристы, чтобы впрыснуть очередную порцию «хайтека» в композицию своей «табуретки». Достаточно посмотреть на аппараты во время какого-нибудь очередного европейского скутерного сбора, например, Scooter-Weekend, собирающего ежегодно не одну тысячу скутер-фанов. Пневматические амортизаторы Fournales — обязательно. Широкие задние диски (стоимостью около ?500 за один) — несомненно. Тормозной диск Wave диаметром 280 мм вместо родного 190 мм — хит сезона, особенно вкупе с четырёхпоршневым тормозным суппортом! Список можно продолжать и продолжать. Едва ли установка всего этого оправдана с точки зрения эксплуатации, но ведь это столь модный нынче в рядах европейских скутеристов «кастомайзинг».) И, кстати, в-третьих, конструкция колеса Airless позволяете лёгкостью манипулировать цветами «обода», если его можно так назвать. Ещё один «плюс» в копилку скутеристов. Что же, пора, наконец, перейти более основательно к этой самой конструкции.

А ЕСЛИ В ЛУЖУ?
В основе конструкции лежит более сотни высокотехнологичных композитных колец из специального эластомера. Деформируясь, они играют роль амортизатора, поглощающего неровности дорожного полотна. Разумеется, вся соль именно в материале, из которого изготовлены эти кольца. Он достаточно гибкий, чтобы обеспечить требуемый уровень плавности хода, но достаточно жёсткий, чтобы выдержать вес и скутера, и пилота, и пассажира.

По периметру колеса располагается его контактная поверхность, выполненная из привычной всем резины. Она соединена с множеством несущих колёс посредством эластичного сочленения. Так достигается равномерное распределение веса по всей площади контактного пятна, а также максимизируется сама эта площадь, что позволяет обеспечить требуемое сцепление с дорожным полотном.

Сохраняется характерная выпуклая форма колеса, однако при этом, если обратить внимание, существенно заужен несущий металлический колёсный диск по сравнению с привычной пневматической конструкцией. Это сделано намеренно, с целью максимизировать способность колеса к деформации, столь необходимой при прохождении поворотов в наклоне.

Важный момент- в случае повреждения даже нескольких композитных колец конструкция колеса позволяет без проблем продолжать движение. Согласитесь, это в несколько раз упрощает эксплуатацию подобного колеса, а значит, повышается надёжность.

Сами «Мишлен» выделяют семь «плюсов» технологии Airless, перечислить которые здесь я не возьмусь по той простой причине, что некоторые из них суть одно и то же, что ничуть не умаляет достоинств нового решения гиганта шинной индустрии. Во-первых, с таким колесом вам не грозит прервать поездку по причине прокола/спуска. Во-вторых, можно забыть про такое дополнительное устройство, как насос. В-третьих, заявленный ресурс несущей конструкции не меньше ресурса самого скутера, меняется лишь резиновый протектор по мере износа. Наконец, уже упомянутая возможность подобрать колесо нужного цвета.

Теперь взглянем с обратной стороны. Разумеется, если колесо пойдёт в серию когда-нибудь, на первых порах оно точно будет дороже пневматического конкурента, несмотря на упрощение конструкции. Но это не столь важно, будем считать, что со временем этот недостаток исчезнет. Важно другое. Несущие кольца и легкосплавный диск теперь единое целое. Это значит, что при выходе из строя одного, автоматически идёт под замену всё вместе, так как нельзя заменить кольца или диск по отдельности. А стоить этот тандем будет ну никак не меньше ?150, которые сегодня в среднем придётся выложить за простой скутерный легкосплавный диск, а скорее, больше раза в два. С другой стороны, изнашивающаяся часть в виду упрощения конструкции должна, наоборот, подешеветь. Однако тут же встаёт следующий вопрос — процесс замены. Пока что о нём не распространяются, но почему-то мне кажется, что он вряд ли упростится, скорее, наоборот, поэтому возможен и рост стоимости услуги по замене.

Оставляя в стороне экономическую составляющую, хочется обратить внимание и на чисто эксплуатационную. Допустим, случилось вот этим самым «хайтеком» въехать в грязную лужу (только не надо говорить, что мы живём в городах, где луж нет). Дальнейший процесс мне представляется так: во внутреннюю полость колеса попадает грязь, которая под действием центробежной силы при движении скапливается аккурат на обратной стороне контактной поверхности.

Хороший задаток для дисбаланса, не правда ли? Возможно, инженеры скоро найдут аргументы, чтобы меня переубедить. Что ж, ждём-с!

Вернемся, наконец, и к нашему изначальному вопросу: «Возможна ли жизнь колеса без воздуха?». Имеющиеся на сегодняшний день разработки отвечают на этот вопрос, безусловно, положительно. Но то разработки, а мы, простые смертные, с радостью поверим в это, заимев парочку хитрых колёс… Только чтобы недорого, и чтобы про лужи не забыли!

Есть ли жизнь на Марсе?

 

Коды, устройства, схемы

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы