Карманные ракеты III: Выбор глушителя

Print

Карманные ракеты III: Выбор глушителя

Карманные ракеты III: Выбор глушителя 

Карманные ракеты iii Выбор глушителя

 

Выделить проблему выбора выпускной системы в отдельную главу я решил не случайно. Причина — именно здесь больше всего заблуждений и стереотипов и меньше всего объективной информации. При этом, правильно выбранная «труба» дает до 15 процентов при-роста мощности в необходимом (пусть и достаточно узком) диапазоне оборотов.

Тюн или «душилка»?

Да-да, это в четырехтактных моторах прибавка мощности в 15 процентов может значиться только в пресс-релизах, а в двухтактниках резонатор — такой же полноценный участник рабочего цикла, как и, скажем, камера сгорания. Еще бы: его (резонатора) задача вернуть вылетающую в трубу во время продувки горючую смесь обратно в цилиндр аккурат к моменту подачи искры. Для этого резонансная камера должна обладать требуемыми объемом и характеристиками противодавления. Причем, требуемыми в достаточно узком диапазоне частот вращения.

 

Карманные ракеты iii Выбор глушителя

А задают объем и характеристики (помимо рабочей частоты коленвала — крейсерского, так сказать, режима работы, на котором требуется максимальная прибавка) не только рабочий объем, но и высота выпускного окна. Последняя определяет не только фазу выпуска, но и фазу вылета в трубу «горючки», а также степень сжатия. То есть каждому типу цилиндра — данного объема и уровня по форсировке — на заданной частоте требуется свой резонатор.

Подойдем к проблеме с другого конца: а как, собственно, эти характеристики подбираются? Отбросим в сторону тех, кто варит «саксофоны» «от фонаря» (бывают и такие!) и копировщиков, «слизывающих в ноль» зарекомендовавший себя узел. Большинство же делают опытный образец «на глазок», после чего ставят на… А куда они, собственно говоря, ставят, на какой мотор? Да на тот, что есть под рукой, и с нужным цилиндром. Но при этом — с нередко отличающейся от эталонной настройкой, с другим, нежели выбранный вами, карбюратором и т.д.

Пробуется, потом укорачиваются-удлиняются кольца и конусы. В производство идет та конфигурация, что получила лучшие (с точки зрения данного конструктора) характеристики. Я не случайно говорю про конкретную точку зрения: как правило, большинство «затачивают» резонанс под максимальные обороты, до которых реальный мотор может просто не раскрутиться. Например, вы решили построить мотор с цилиндром Polini Corsa, стандартным клапаном и 17,5-миллиметровым карбюратором, а на фирме экспериментировали с таким же цилиндром, но впуск был с предельно допустимым диффузором в 21 мм и big valve.

 

Карманные ракеты iii Выбор глушителя

К чему это я? А к тому, что в отсутствие четких инструкций заводов, к каким цилиндрам и с какими карбюраторами, фильтрами и т.д. подходит та или иная труба, единственным источником информации остаются данные независимых испытаний, проводимых в Европе некоторыми изданиями (Scootering, Motoretta), и мультимарочными импортерами (Scooter Attack, Taffsped). Не забывайте об опыте некоторых особо продвинутых юзеров, в первую очередь немецких и голландских. Этими источниками мы и воспользуемся. Но сначала — о тех, где «визгу много, шерсти мало», как сказал Господь Бог, выдергивая последний волосок из хвоста свиньи. Имя им — легион. И не потому, что буржуи такие сволочи (откровенная халтура здесь редкость, хотя и не без этого). Дело в том, что большинство «саксофонов» ими… не являются. Как, впрочем, и в случае с четырехтактными «прямотоками» road omologated. Взгляните, например, на «рентгены» выхлопов Leovince. В корпусе резонатора упрятаны всякие там перегородки, трубочки… У Leovince HM ZX, правда, перегородок нет, зато вся внутренняя поверхность резонатора заботливо устлана слоем минеральной ваты. Какой тут резонанс, о чем вы, товарищи? Вообще говоря, наличие европейской омологации — повод отказаться от покупки: если там не будет таких вот засад, значит, в «саксофон» вварены «душилки», удалять которые весьма хлопотно.

Но даже если система реально настроенная, то настроена она часто на стандартный мотор, о 50 кубах. И таких подавляющее большинство, в том числе и популярнейшие у нас Tecnigas Next и Arrow Compress. Другая крайность — рейсинговые трубы, наиболее известные из которых — Polini Evo и Malossi MHR, обеспечивающие «приход» тысячах на 14–16 оборотов. Нас же интересуют (в свете рекомендованных в прошлом номере конфигураций) трубы, рассчитанные на 70-кубовые моторы с номинальными частотами вращения порядка 9000–10500 об/мин.

 

Карманные ракеты iii Выбор глушителя

Не буду утомлять читателя рассказами о подробностях и источниках экспертной информации. Оглашу список в порядке убывания «высокочастотности»: Polini For Race, Arrow Limited Series, Tecnigas RS 70, Polini Funky, Malossi Wild Lyon. Из них For Race наилучшим образом проявляет себя с racing-цилиндром и 19-миллиметровым карбом. Limited Series и RS 70 хороши с цилиндрами racing и карбюраторами с диффузорами «на 17,5». Для них же предназначен и Funky, но пик мощности мотор с ним будет выдавать не на «верхах», а на «середине». В качестве же «верховой трубы» Funky будет работать лишь на цилиндрах base-уровня с 17,5-миллиметровыми карбами.

Отдельный разговор о Wild Lyon. Это типичная «банка», но «банка» правильная, с характеристиками, схожими с Funky. Потери мощности с ней, естественно, будут несколько выше, но все искупает долговечность: ресурс этого выхлопа можно назвать пожизненным. Чего не скажешь о «саксофонах». Доработать напильником!

Увы, именно резонатор — самое слабое звено в скутере. Слабое в прямом смысле: отрываются кронштейны, разлетаются сварные швы, подвергаются коррозии и прогорают патрубки. Причина исконно русская: дороги. Это у итальянцев проблемы с коррозией проявляются только в курортных районах при езде по морскому берегу, у нас же дорожная пескоструйка в сочетании с ударными нагрузками от колдобин могут кончить трубу и за триста кэмэ.

 

Карманные ракеты iii Выбор глушителя

Безнадега? Отнюдь. Да, нет ничего вечного, но жизнь резонатора можно сделать достаточно долгой. Для чего необходимо, прежде всего, устранить «шероховатости», поработав напильником и дрелью. Для этого крепим резонатор (еще «голый», без глушащего элемента — муфлера) к цилиндру и одному из кронштейнов картера, либо (если к выхлопу прилагается специальный алюминиевый кронштейн) к одной из проушин предварительно прикрученного к картеру кронштейна. Не наживляем, а именно крепим. Не получается? Дорабатываем проушину. Теперь получилось? Отлично. После чего смотрим на другую проушину. Что, не совпадает с нижним кронштейном на картере? Все в порядке, это свойственно 99 процентам «саксофонов». И вот теперь активно подгоняем кронштейн к картеру (не наоборот!) посредством напильника, дрели (вполне возможно, что отверстие придется сверлить заново) и набора шайб и гроверов. И никакого русского ключа и прочего богохульства! Натягов быть не должно ни в коем разе, иначе возникающие усталостные напряжения в металле как минимум разломают кронштейн, а то и «хряпнут» сам резонатор.

Установили? Отлично. Теперь прикрутите муфлер и забудьте о выхлопе до окончания настройки мотора. Дело в том, что, случись перебор с жиклером, слишком богатая смесь спалит какой угодно лак. (Да что лак — не редкость сгоревшие резиновые переходники между резонатором и муфлером). И пусть сгорает! Все равно потом покрывать заново. Чем именно? Существует три варианта. Первый — специальный термостойкий лак, рассчитанный на температуру не менее 800 градусов. Более надежно в плане абразивной устойчивости покрытие в два слоя: лак по термостойкому грунту. Наконец, идеальный, но уж больно дорогой вариант: хромирование. Впрочем, дорогой не настолько, чтобы его не рассматривать в качестве альтернативы. Уж лучше сэкономить на муфлере, купив трубу с алюминиевым, а не титановым или карбоновым «стаканом».

Да, еще. Заказывая «саксофон», не забудьте сразу прикупить к нему «матрас» — большой лист минеральной ваты. Менять набивку муфлера вам придется при каждом ТО во избежание проблем с инспекторами из-за слишком громкого звука. Со свежей же набивкой вы будете выглядеть как паинька (особенно со стандартным воздухофильтром). До тех, понятно, пор, пока не откроете гашетку.
Карманные ракеты iii Выбор глушителя

 

Тюнинг скутера

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы