Тест: Присадки к моторным маслам

Print

Тест: Присадки к моторным маслам

Тест: Присадки к моторным маслам 

В июльском номере журнала Мото, за 2003 год, опубликована статья Ивана Ксенофонтава и Александра Лебедева «ТЮНИНГ? «ЗАРЯДИМ» ЧЕРЕЗ БАК. Присадки к моторным маслам; Доверять — ли им? «. Привожу ниже текст статьи:

 

Активный реметаллизант «Ресурс Мото».

Изготовитель — ВМП авто, С.-Петербург, Россия. Дозировка присадки — флакон на 1 л масла. Лучший среди испытуе­мых, максимально увеличивает ресурс мотора.

 

Тест

 

Кондиционер металла «Fenom».

Изготовитель — компания «Лаборатория Триботехнологии», Москва, Россия. Дозировка присадки — 1 мл на 1 л топливной смеси. Пригоден для двигателей сухопутной и водоплавающей мототехники. Лидирует как приработочный состав для обкатки новых двигателей. Незначительно, но проигрывает реметаллизантам в функции защиты подшипников и юбки поршня.

Тест

Реметаллизант «РиМет Мото».

Изготовитель — «ВМП», г. Екатеринбург, Россия. Дозировка присадки -флакон на 1 л масла. По эффективности действия чуть слабее «Ресурс Мото», тем не менее, ощутимо снижает трение и износ деталей мотора.

 

Тест

 

 

О ПРИСАДКАХ

Реметаллизанты: в нейтральном к моторному маслу носителе (жидкости) содержат сверхмалые частицы (0,1-1 мкм) металлов — медь-олово (свинец)-серебро. Под действием температуры и давления они активно «сцепляются» с трущимися поверхностями металла. Таким образом, компенсируется естественный износ подвижных деталей мотора. Поэтому часто реметаллизанты именуют ремонтно-восстановительными препаратами. На рынке автохимии они известны более 10 лет. К мототехнике «добрались» присадки нового поколения — на парах трения они создают пористую структуру привнесенного металла. Она не только «ремонтирует» детали, но и отлично удерживает в себе смазку, т.е. мотор менее болезненно реагирует на масляный голод и перегрев.

Кондиционер металла: состав препарата (производителями не раскрывается) непосредственно влияет на металл подвижных деталей мотора. В зоне трения под воздействием высоких контактных давлений и температур происходят реакции, от действия которых «съедается» мелкая шероховатость. Чистота поверхностей после применения присадки на 60-80% выше, чем до обработки. Это резко снижает трение между деталями. В парах трения впадины и другие незначительные повреждения, образовавшиеся при работе двигателя, заполняются продуктами реакции — соединениями металлов. Таким образом, присадка в какой-то мере приближает трение к режиму «износ-восстановление».

 

…ИЛИ ВОДИЦА?

На рынке мотохимии появились три препарата «антитрения», улучшающие свойства моторных масел «2Т» Что они обещают? Ресурс нового мотора значительно возрастет, а «хоженый» двигатель обретет вторую молодость — у него возрастет компрессия. Звучит впечатляюще… Однако «маслоделы» -изготовители исходного продукта — относятся к модификации своего товара скептически: к хорошему продукту добавлять что-либо излишне. Да и опасно — масло может стать сродни водице.

Кто прав? Мы решили лабораторными способами и на «живом» моторе оценить результаты применения присадок. Купили химию, позна­комились.

Два препаратасхожи — это реметаллизанты, производители рекомендуют их моторам с системой раздельной смазки. Третья присадка — «кондиционер металла», она используется и при «ручном приготовлении» топливной смеси.

БЕЗ ЗОЛОТА

Тесты вели на оборудовании, предписанном для испытаний ГОСТами 9490-75 и Р 51176-98.

Сперва проверили, как присадки смешиваются с маслом. В качестве подопытного выбрали «Spectrol» МГД-14. Размешали в нем отдельно каждый препарат и провели лабораторные замеры основных показателей смазки. Признаков явной «порчи» моторного масла присадками не обнаружили. Возникли некоторые отклонения, но, по заверению специалистов, ими можно пренебречь (см. таблицу). Но мы отнеслись к результатам строже, поскольку представляем интересы потребителей, так что сочли отклонения как негатив присадок. Впрочем, и похвалить препараты есть за что: с ними детали мотора «почувствовали себя лучше».

А это стало понятно, когда проверили действенность препаратов на «машинах трения» СМТ-1 и ИИ 5018 — они имитируют работу самых слабых узлов мотора: подшипников и поршневых колец. «Зарядив» приборы чистым маслом, измеряли температуру, момент и коэффициент трения между деталями. Затем повторили испытания, но уже смешав присадки с порциями масла.

Возникшие факторы «комфорта» для «шариков и роликов» выявили сразу: все три показателя стали ниже — значит, вращаться подшипникам стало легче. Самая эффективная присадка — № 1, ее особо отметили за максимальное снижение температуры в контакте пар трения. Пусть разница с базовым маслом не потрясала (10’С), но при перегреве или «масляном голодании» препарат способен спасти подшипники от разрушения, а мотор от неизбежной «капиталки». Несколько слабее, но вполне ощутимо, действие двух других присадок.

Имитатор цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) показал следующее. В «номинации» приработки новых деталей победил препарат № 2 — он быстрее других «выровнил» все выступы и шероховатости ЦПГ. Об этом мы судили по скорости износа металла нового поршневого колечка. По сравнению с вариантом «чистое масло», потери металла снизились на четверть. Присадки № 1 и 3 не настолько хороши — снизили износ на 17 и 15%. Зато они более постоянны в поддержании положительного эффекта. При увеличении давления на поршневое колечко до критической величины (около 150 кГс) эти препараты сберегли то же количество металла. № 2 сдал позиции — его эффективность упала наполовину.

 

Тест

Проверили и количество отложений, которое образуют наши смазочные композиии. Зачем? Будь снижение трения замечательным, но сопровождай его повышенное нагарообразование, кольца в поршне вскоре заклинит. Уверены, о последствиях читатель знает: упадет компрессия и, что еще хуже, кольца могут лопнуть. А обломки разворотят всю ЦПГ. Лидер «чумазости» не обнаружен — сажи препараты дают даже меньше, чем чистое масло.

Можно ли сделать положительный вывод о применении присадок? Рановато, лабораторные «машины трения» не то же самое, что реальный мотор, так что пока «золотой медали» никого не удостаиваем — в тестах препараты то «обгоняли», то «отставали» друг от друга.

ПОБЕЖДЕННЫХ НЕТ

Перешли к натурным испытаниям — «терзали» новый мотор мокика «Пилот». До износа решили довести в ускоренном режиме, поэтому трепку двигателю устроили изрядную. Дроссель карбюратора открыт полностью и поддерживаем постоянный перегрев ЦПГ (температура головки цилиндра — 140-150°С). С чистым маслом (тут Америки не открыли) поршневая за считанные часы пришла в негодность: кольца «сели» (перестали пружинить) и износились так, будто отслужили ресурс, зазор в замке с 0,15 мм «дошел» до 1,5 мм. Юбка поршня и зеркало цилиндра — на помойку! — сплошные натиры. Подшипники кривошипа обрели люфт, близкий к величине, при которой детали выбраковываются (более 0,06 мм на диаметр).

Пустили в дело «присаженное» масло. Для чистоты эксперимента каждый тест предваряла установка в двигатель новых подшипников и элементов ЦПГ. Все препараты значительно замедляли износ деталей. Но в них выявилась некая «избирательность» действия. Так, № 1 и 3 отлично сберегли поршень и зеркало цилиндра — после 20 часов издевательства над мотором задиров на металле не обнаружили. Измерения деталей поршневой группы показали, что они не просто остались пригодными к дальнейшей эксплуатации, а сохранили три четверти ресурса. А должны были бы «кончиться». Износ компрессионных колец снизился. Вот данные. № 1 — при его использовании зазор в замке с 0,15 мм увеличился до 0,65, у № 3 эффективность ниже — замок «разошелся» до 0,8 мм. Однако в обоих случаях кольца приработались к зеркалу «не так ровно», как с № 2.

 

Тест

 

О подшипниках — их наши присадки сберегли блестяще: мы мотор бессовестно гробили, а «шарики и ролики» — как новые. Препарат № 2 наибольшую эффективность показал на кольцах — зазор замка не превысил 0,4 мм, приработка к цилиндру — выше всяких похвал. Задиров на «телах» ЦПГ нет, однако обнаружили потери металла; юбка поршня «похудела» на 0,05 мм, на зеркале цилиндра выработка «бочкой» — 0,1 мм. И на подшипниках отметили износ — 0,02 мм на диаметр. Не критично, но все же он есть.

Восстанавливающее действие присадок проверяли на нескольких «подержанных» моторах — с пробегом около 5 тыс. км. Подтверждаем обоснованность посула производителей присадок: приращение компрессии есть! После «употребления» двигателями «модифицированных» масел за пробег 500 -1000 км давление сжатия в цилиндрах возросло в среднем на 1-1,5 атм. В этой «номинации» действенность всех препаратов практически одинакова. Но внимание! Если хотя бы один элемент ЦПГ или подшипники кривошипа уже с критическим износом, любая присадка — что мертвому припарки: ничего не восстанавливает и не сберегает. Как и попытка увеличить дозу присадки сверх рекомендованной производителем. Проверено, господа: кроме избыточного нагара на поршне и скорого наступления «клина» колец из-за скопления на них сажи — никакого прибытка.

«НАРУШИТЕЛИ»

Производители реметаллизантов советуют заправлять свои препараты в систему раздельной смазки. Большинство отечественных моторов питается смесью из бензобака, как и наш подопытный «Пилот». Почему мы нарушили инструкцию? Потому что приготовили три микста «топливо-масло-присадка» и дали каждому отстояться. Через неделю смеси с образцами № 1 и 3 показали выпадение зримого осадка, с присадкой № 2 его почти нет. Вывод простой; приготовленный «коктейль» надо употреблять без задержки. Отсюда еще одно замечание. Хранить зимой технику с бачком раздельной смазки, заряженным любой из присадок, нежелательно. Хоть масло лучше удерживает препараты во взвеси, но все же полгода — срок немалый. Весной худо придется свече зажигания. В этом мы убедились, когда запустили мотор на образцах смеси с отстоем присадок. Изолятор центрального разрядника вскоре покрылся налетом: видимым — от присадок № 1 и 3, слабым — от № 2. Проверка свечей на стенде показала утечку искры по отложениям (это грозит перебоями в воспламенении смеси и потерей мотором мощности). Но коль уж попадете в подобную ситуацию, подскажем, как действовать: потрясите топливный бачок, в масляном размешайте отстоявшийся «микст». И дайте двигателю пару минут «гари» — пусть поработает с открытым дросселем. Проверено: свеча очистится.

 

Тест

Какому препарату отдать предпочтение?

Прежде всего берем на себя ответственность заявить: мы безоговорочно за использование любого из них. Присадки обеспечивают прибавку ресурса двигателя, экономят массу денег и время, они недороги, просты в применении и «знают свое дело». Говорить же о неоспоримом лидерстве какого-либо из препаратов трудно. Такого, что был бы способен полностью спасти все подвижные детали двигателя от трения, нет. С учетом этой оговорки мы склонны выделить № 1. В пересчете данных ускоренных испытаний на нормальные условия эксплуатации он прибавит мотору не менее 35-50 % ресурса. Два других финишировали практически вровень — они обеспечат продление ресурса на треть. Сегодня и куда меньшие величины прибавки долговечности в технике считаются значимым достижением.

Редакция благодарит за помощь в проведении лабораторных испытаний московский технический университет «МАМИ».

1 «МАСЛЯНЫЕ» ТЕРМИНЫ

ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ — потребитель обычно говорит иначе: прозрачность масла. Косвенно характеризует качество смазки: чем прозрачнее, тем однороднее, а значит, и лучше продукт. Измеряется в относительных единицах. Норма — 0,18-0,26 о. е., что соответствует полупрозрачной жидкости. Повышение оптической плотности на 10-15% допустимо. Более «темный» продукт настораживает: или он некачественный, или введенная присадка содержит крупные частицы, способные повредить подвижные детали мотора.

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ — характеризует изменение текучести масла при его нагревании до 100° С (читай — мотора). Если от введения присадки показатель возрос более чем на 15-20%, масло стало более вязким, и это может осложнить жизнь мотора. «Вовсе недопустимо снижение вязкости на те же проценты. Масло не создаст прочной пленки между трущимися деталями — и аварийный износ пар трения обеспечен.

МОЮЩИЕ СВОЙСТВА — в первую очередь, это способность масла растворять продукты неполного сгорания смеси — сажу и лаки. Учитывая, что 2-тактник склонен к накоплению таких отложений, это очень важный показатель масла. Его снижение более чем на 8% недопустимо.

КОРРОЗИОНННАЯ АКТИВНОСТЬ — свойство масла быть минимально агрессивным к металлам. Определяется по потере массы свинцового эталона, на 10 часов погруженного в масло, нагретое до 140°С. Потеря в весе более 8 мг относит масло или введенные в него добавки к веществам, опасным по коррозионным свойствам.

 

Тест

 

Коды, устройства, схемы

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы