Советы «паталогоанатома»

Print

Советы «паталогоанатома»

Советы "паталогоанатома"

Двигатель заглох и больше не запускается? И коленвал не проворачивается даже кикстартером? Отремонтировать его — полдела: нужно найти и устранить причину поломки, дабы история не повторилась. Чтобы разобраться, что случилось, зачастую достаточно осмотреть детали разобранного мотора, в первую очередь — поршень. Словом, «вскрытие покажет».
НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ, НО!
На днище поршня всегда есть отложения, и чем больший пробег, тем их слой толще, а цвет сочнее. В зависимости от применяемого масла цвет нагара может меняться от бежевого до черного. Его состав — зола сгоревшего масла, топливных присадок и сажа. Днище поршня нужно регулярно, хотя бы раз в сезон, чистить, ведь слой отложений ухудшает отвод тепла, увеличивает степень сжатия (вызывает детонацию), а его раскаленные частицы могут стать причиной калильного зажигания. Полезно отполировать наружную поверхность днища — в зеркало нагару труднее вцепиться.
Смолистые отложения на боковой поверхности поршня состоят из продуктов окисления самого масла и следов газов, прорывающихся из камеры сгорания. Их количество зависит от качества применяемого масла, его моющих свойств и состояния колец. В идеале отложений не должно быть вообще.
ЕСЛИ МАСЛО-ДРЯНЬ
Вы увидели, что задиры равномерно распределены по всей поверхности юбки поршня? Значит, залили в мотор масло низкого качества или оно не подается вовсе. Еще один признак того, что масло никуда не годится, — густой нагар в коренных и шатунном подшипниках.
Признак работы двигателя на «паленом» масле — закоксовался подшипник коленвала

Советы "паталогоанатома"

Масла в моторе не было вовсе

Советы "паталогоанатома"

Этот поршень испытывал слабый перегрев…

Советы "паталогоанатома"

…а этот — сильный

Советы "паталогоанатома"

Если смазки в движке недостаточно, то со стороны впускного окна она еще хоть как-то, но смазывает поршень — тогда задиры возникают главным образом со стороны выпуска. В этом случае характерно выглядит «холодильник» поршня: на его поверхности, ближе к впуску, коричневая глянцевая пленка остается, а со стороны выпуска «холодильник» матовый. Значит, масло сюда не доходит.
ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ И…
…перегревается поршень. И, как все физические тела, расширяется, а «надувшись», выдавливает смазку из зазора между собою и цилиндром. В конце концов, его заклинивает в цилиндре… Это — последствия. Но почему мотор перегревается, а? Давайте смотреть.
Смазки было слишком мало — и вот результат

Советы "паталогоанатома"

Прогар произошел из-за того, что перегревалось днище поршня

Советы "паталогоанатома"

Если днище поршня черного цвета и без признаков ненормального сгорания, а задиры не только на юбке поршня, но и на кольцах, то сразу оцените, в порядке ли система охлаждения мотора.
Но зачастую причина термотрагедии не в ней. Загляните в поршень изнутри: на его днище также увидите нагар. У деталей, установленных не очень давно, в этом месте обычно лишь темное пятно. На поработавших подольше поршнях или если они часто подвергались перегревам, здесь накапливается толстый слой нагара. Он, считайте, -теплоизолятор, а значит, бензовоздушной смеси, циркулирующей в кривошипной камере, никак не удастся нормально охлаждать поршень. У форсированных двигателей, которые часто работают с полной нагрузкой, такая термоизоляция может стать причиной прогара поршня. Обычно он прогорает на участке напротив свечи или возле штифта верхнего поршневого кольца.
ДЕТОНАЦИЯ
Вот что это: смесь от искры воспламеняется, а затем в камере сгорания происходит «взрыв». До слуха водителя из верхней части цилиндра доносится его «эхо» — как звонкий стук. Температура в камере сгорания резко повышается, и все детали двигателя работают с ударными нагрузками.
Результат — мотор быстро перегревается, происходит разрушение перегородок между кольцами… Чаще всего эта трагедия случается, когда при малых оборотах двигателя, работающего под нагрузкой, водитель резко дает газу. Но иногда детонация проявляется и на больших оборотах. Ее трудно услышать и вовремя сбросить газ.
Этот характерный цвет днища поршня — следствие детонации

Советы "паталогоанатома"

Оплавленный и заклинивший поршень

Советы "паталогоанатома"

Чаще всего детонацию провоцирует низкооктановый бензин. Но могут быть и другие провокаторы: вы могли неверно установить угол опережения зажигания, случился перегрев двигателя, рабочая смесь переобеднена, на поршне скопилось слишком много нагара, а он вызвал увеличение степени сжатия. Поврежденный детонацией поршень обязательно носит следы перегрева, обязательный признак — желтовато-оранжевые пятна на днище поршня.
КАЛИЛЬНОЕ ЗАЖИГАНИЕ РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ
Эта неприятность вызывает те же повреждения поршня, что и при детонации, однако природа ее иная. Калильное зажигание — воспламенение рабочей смеси, возникающее вследствие перегрева электродов свечи (значит, свечу подобрали неверно -она у вас слишком «горячая»), или в камере сгорания тлеют частицы нагара и др. Кусочек прокладки головки цилиндра, самовольно вылезший в камеру сгорания, также способен вызвать калильное зажигание. Самовоспламенение смеси может происходить, если вы залили или некачественное масло, или не соответствующее сфере применения двигателя.
Старайтесь заливать в мотоцикл соответствующее -мотоциклетное, в снегоход — снегоходное, а маслу для лодочных двигателей место в лодочном баке. Двигатель при калильном зажигании издает примерно такой же стук, как и при детонации, они отличаются лишь чуть — даже специалист не всегда распознает их звуковые нюансы.
Но есть другой, не слуховой признак «калилки»: вы отключили зажигание, а двигатель продолжает работать. Самый распространенный и эффективный способ: включите передачу, нажмите на рычаг тормоза и отпустите сцепление.
Все три операции проделайте предельно быстро! И немедленно отправьте мотор в ремонт! Днище поршня такого двигателя обычно обильно покрыто лохмотьями нагара. Края его чешуек отстали от металла и побелели.
МЕТАЛЛ УСТАЛ
Начал разрушаться поршень? За этим стоит вот что. Явление, называемое усталостью металла, характерно для поршней спортивных двигателей, работающих при запредельных нагрузках. От усталости, в первую очередь, ломаются межколечные перегородки. Когда поршневая группа износилась и образовался чрезмерный зазор между поршнем и цилиндром, — может обломиться край юбки поршня. Если же нечто подобное произошло с совсем новыми, только что купленными деталями, а движок вы вовсе не «насиловали», значит, продавцы вам всучили некондицию.
КУСКИ МЕТАЛЛА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
Довольно редкое явление, и все же… Мусор появляется после того, как развалится «паленая» запчасть, или же вы были небрежны при предыдущем ремонте мотора. Возможно и другое. Подкузьмил неисправный воздушный фильтр, во впускной тракт снегохода засосало снег. Рассыпались игольчатый или шариковый подшипники кривошипно-шатунного механизма. Разрушились кольца. Выпал штифт, фиксирующий поршневое кольцо или стопорное кольцо поршневого пальца. А коль так, то повреждается днище поршня, образуются задиры на его боковых поверхностях и рабочей поверхности цилиндра, чаще всего, в зоне продувочных окон. Если цилиндр уцелел, — повезло, обойдетесь заменой поршня. Но, может быть, придется менять головку цилиндра.
КАК ВЫБРАТЬ МАСЛО ДЛЯ ДВУХТАКТНИКА?
Двухтактный двигатель очень чувствителен к качеству масла. При «правильной» смазке мотор работает мягко, без звона, нет избытка дыма в выхлопе. Масло должно соответствовать назначению двигателя, его рабочему объему. Если существуют специальные требования изготовителя мотора (читайте и исполняйте инструкцию!), учтите и их.
Задиры в цилиндре снегохода возникли из-за разрушения масляной пленки после того, как во впускной канал попал снег. То, что минеральные масла — прошлый век, доказывать излишне. Так что сразу перейдём к «синтетике». Ее основные разновидности: ПАО (полиальфаолефины) и эстеры (эфирные масла). Последние, в свою очередь, делятся на две категории — масла на растительной основе и полностью синтетические.
Сразу предостережем: не советуем масла на растительной основе использовать в повседневной эксплуатации. Полностью синтетическими они называются не по праву. Растительное сырье — это та же минеральная основа со всеми присущими ей недостатками: она вызывает обильное нагарообразование, а при хранении — расслоение смеси с бензином. Вот на спортивных мотоциклах применение «растительной минералки» вполне оправдано.
Нагар в их движках не имеет значения: редкий гоночный мотор «живет» дольше двух гонок без разборки, чистки и замены деталей.

Полезные советы для владельцев скутера

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Архивы