Скулеж по скутеру

Print

Скулеж по скутеру

Источник: День за днем

Скулеж по скутеру

Скутер – не игрушка. К сожалению, эту простую истину не желают помнить ни подростки, жаждущие «погонять», ни те, кто покупает им это средство передвижения.

«Всю весну и начало лета мой 14-летний «лоб» стонал, что лето в деревне у бабушки пойдет прахом, если у него не будет скутера, поскольку там у всех пацанов он есть, – поделилась со мной одна знакомая. – Я не очень разбираюсь во всей этой технике, да и с деньгами как-то не сложилось. Так что поехал он на отдых без «игрушки». А теперь, когда он с восторгом вспоминает, как сосед Валька давал ему иногда покататься или они вместе что-то там ремонтировали, то я иной раз ощущаю уколы совести. Может, надо было поднапрячься, чтобы парень не ощущал себя хуже других? Опять же, интерес к технике поощрять как-то нужно…»

Что за зверь такой, скутер?

Скутером, если кто не знает, подростки обычно называют двухколесное транспортное средство типа мопеда или мотороллера. Слово «скутер» происходит от английского слова «scoot» – мчаться, скользить, быстро убегать. Он отличается «сидячей», как на табуретке, посадкой и ровным «полом» под ногами. Его скорость, по закону, не должна превышать 45 км/ч. Внешне он напоминает мотоцикл, поскольку имеет закрытый цельный кузов. Но у него небольшой объем двигателя – как правило, речь идет о мощности менее 50 куб. см, заметно меньший диаметр колес и относительно небольшой общий вес.
Когда-то, очень давно, в Советском Союзе производились мотороллеры «Тула», «Вятка» и «Электрон», которые были почти точными копиями итальянских Vespa. Тогда для управления ими требовались права. Потом права на управление таким транспортом стали не нужны, что и придало ему особую привлекательность в глазах подростков в дополнение к простоте управления и корпусу, защищающему водителя от грязи, пыли и брызг воды. Правда, новый Закон о дорожном движении, вступивший в действие с июля, требует от 14-15-летних водителей предварительного обучения навыкам безопасного движения в автошколе и наличия подтверждающих это документов. С июля же стало обязательным внесение мопедов в регистр Дорожно-транспортного департамента и оформление страховки.

Опасно? – Опасно!

Сегодня катаются в основном на китайских, японских, реже – европейских скутерах. Существует большое разнообразие моделей, которые отличаются по дизайну, размерам, ценам, объему двигателя и, конечно, по качеству. Недорогие китайские модели сделали катание на скутере достаточно доступным развлечением. Так, сейчас в Эстонии, по словам директора по обслуживанию Фонда дорожного страхования Лаури Потисеппа, ездит около 20 тысяч мопедов. Однако родители, дети которых грезят о покупке скутера, должны понимать, что он представляет потенциальную угрозу.
Опасность таят даже обычные дорожные элементы, такие как трамвайные пути, пересекать которые можно только под прямым углом и на небольшой скорости, мокрая брусчатка и разметка, канализационные люки и «лежачие полицейские», переезд которых может привести к серьезным травмам. Что уж говорить о городских дорогах с интенсивным движением, сложность которого подростки просто не в состоянии оценить!

По статистике Дорожно-транспортного департамента, за 2010/11 год в Эстонии в авариях с участием несовершеннолетних водителей мопедов пострадало 40 человек.

«Ничего со мной не случится»

Для подростка, уже «выросшего» из велосипеда, скутер – прежде всего способ развлечься и предмет хвастовства перед друзьями. Эта двухколесная техника становится неотъемлемым атрибутом современного молодежного образа жизни – таким же, как, например, «навороченный» мобильный телефон, плеер или лэптоп. Показательно, что мотивация взрослых людей, приобретающих скутер, сильно отличается от мотивации подростков. Если для взрослых это – транспортное средство, позволяющее быстро и дешево, минуя автомобильные пробки, добираться до места назначения, то для подростков это чаще всего красивая техническая игрушка, позволяющая самоутвердиться, почувствовать свободу, испытать острые ощущения.
Сплошь и рядом дети бросают обеспокоенным матерям: «Ничего со мной не случится». Это объясняется не только легкомыслием, но и спецификой подросткового отношения к здоровью, жизни и смерти. Если для взрослых здоровье – это то, что следует беречь, то для многих подростков – это то, с чем можно экспериментировать, испытывая пределы своих возможностей. Признавая «в принципе» возможность несчастного случая и смерти «вообще», они могут отрицать это для себя лично и совершать рискованные поступки.
Чрезмерная возбудимость, азартность, недостаточный самоконтроль – черты личности, которые не способствуют правильному поведению на дороге. Если у подростка сильно выражены эти качества, то родителям не следует торопиться с покупкой транспортного средства.
Конечно, не все подростки демонстрируют столь безответственное поведение. Среди них есть и такие, которые всерьез интересуются техникой, планируют в скором времени «пересесть» на автомобиль. Таким ребятам нужно руководство взрослого человека, который отработал бы с ними правила техники безопасности и обсудил возможные сложные ситуации на дороге.

«Купили бы вы своему ребенку скутер?»

«Однозначно: не купил бы, – ответил преподаватель автошколы Андрей Сорокин. – Пусть лучше катается на велосипеде. Хотя и велосипедисты попадают в аварии, но скорость скутера все же несоизмерима с той мерой ответственности, на которую способны подростки. Говорю так, потому что имею печальный опыт. Сын без моего ведома на подаренные мной деньги купил мотороллер. Совершил аварию, но мне об этом ничего не сказал. Об аварии я узнал, лишь когда пришло постановление суда о выплате компенсации. Конечно, и в четырнадцать лет люди бывают разные: у одного больше мозгов, то есть самоконтроля, у другого – меньше. Но когда подростки собираются в компании, а кататься они предпочитают вдвоем-втроем, то чувство осторожности моментально пропадает у всех.
В таком возрасте хочется гонять, наслаждаясь скоростью, соревноваться, производить впечатление. Тем более что скутеры оборудованы теперь подсветкой, музыкой… Я бы лет до 20 запретил управление ими. А мотоциклами – и вовсе до 25. Меня в свое время родители отговорили от мопеда. Я на них тогда обижался, а сейчас очень хорошо понимаю. Хотите подписать ребенку приговор – купите такую «игрушку»! Лучше попытаться уговорить его подождать несколько лет, а потом сдавать на автомобильные права. В машине человек хоть как-то защищен железом. Нужно вместе с ребенком подумать и о том, где хранить эту технику, как ее затаскивать домой, где ремонтировать и т.д. Возможно, все это заставит парня задуматься, стоят ли все эти проблемы кратковременных радостей езды».
«Купил бы. Но при некоторых условиях, – ответил бывший автоспортсмен, мастер вождения по ледовым трассам Март Пихлак. – Во-первых, учить ездить нужно еще маленького, шести-восьмилетнего ребенка, для которого отец – непререкаемый авторитет. Учить нужно самому, в безопасном месте, на маленьком мопедике. Недавно, кстати, наблюдал в Финляндии, как два отца на краю какого-то поля «муштровали» своих малолетних отпрысков. Малыши – при полном защитном обмундировании, в касках – наматывали круги сложной конфигурации.
К 14-15 годам при таком отношении они станут уже опытными водителями, а навыки безопасного вождения будут закреплены на уровне рефлексов. А во-вторых, подросткам в качестве практики можно разрешить ездить где-нибудь в деревне, в дачном кооперативе, на дорогах с редким движением. А еще нужно, чтобы ребенок под руководством отца или родственника, разбирающегося в мототехнике, учился уходу за своим двухколесным «пони». Для парня это неоценимый жизненный опыт, который ему обязательно пригодится в жизни. А бросить неподготовленного подростка вместе с мопедом на дорогу, мол, пусть сам научится – это, конечно, совершенно безответственно!»

http://www.dzd.ee день за днем

Мотоновости со всего света

Related Posts

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Контакты с Администацией

648112778 послать сообщение по ICQ Администратору хостинга Админ